В реальности опасные заговоры – такие, как 9/11, 7/7 в Лондоне или попытка взрыва Абдульмуталлаба на Рождество 2009 становятся редкостью на фоне западных операций в Афганистане, Пакистане, Йемене, Сахеле, Сомали, Ираке и Сирии. Вместе с улучшением действий сил правопорядка на глобальном уровне они значительно снижают возможности Аль-Каиды и Исламского Государства планировать, готовить и осуществлять наиболее яркие теракты. Все же, несмотря на мощность и точность западных бомб, удары по западным целям – транспортным центрам, местам скопления народа и символическим зданиям представляются практически неизбежными. Как в таких случаях выражаются западные эксперты, вопрос не в том, возможно ли это, вопрос в том, где и когда.
Сетевые возможности – смешение опыта десятилетий джихадистских конфликтов
Атаки в Париже на прошлой неделе представляют именно то, чего боялись многие после вторжения и оккупации Америкой Ирака – воскрешения джихадизма – после того, как обученные и опытные экстремисты возвращаются на родину. Немедленно после расстрела редакции Charlie Hebdo все эксперты, включая меня , начали задаваться вопросом – кто за этим стоит? – Аль-Каида или Исламское Государство?
Ответ может выглядеть так – ни тот и не другой, или оба. Исламское Государство, а на следующий день Аль-Каида издали заявления, восхваляющие парижские атаки. Но они не взяли на себя ответственность за них. Каждая группа может похвастаться тем, что внесла свой взнос. Шериф Коаши был арестован в 2005 за то, что направлял джихади в Ирак, и сам намеревался присоединиться к ним. Саид Коаши несколько раз ездил в Йемен и прошел подготовку в рядах Аль-Каиды Аравийского Полуострова. Амеди Кулибали опубликовал видео, в котором приносит присягу верности ISIS. Там же он говорит, что работал вместе с братьями Коаши, которые, в свою очередь, заявили, что действуют от имени Аль-Каиды Аравийского Полуострова. Как мы можем понимать комбинацию связанных с братьев, работающих на AQAP и поклонника ISIS в Париже на фоне того, что две группы ведут беспощадную войну друг против друга в Сирии? Все они, несомненно, вдохновлялись действиями обеих групп, но представить себе то, чтобы их действия управлялись обеими весьма трудно. Более уместно определить заговор Hebdo в качестве сетевого.
В скором будущем нарастающий поток ветеранов боев в Сирии и Ираке будет покидать поля сражений, и устремиться на родину, или присоединиться к родственным группам, например в Ливии. Как мы видели во Франции на прошлой неделе, да и в Европе в целом, три поколения боевиков, начиная с ранних 80-х могут смешиваться и образовывать местные общины сторонников джихада – со связями и в Аль-Каиде, и в Исламском Государстве. В Сирии и Ираке они могут быть заклятыми врагами, убивающими друг друга на полях сражений, но под мнимой атакой на их общей родине эти джихадисты объединяются против общего врага – Запада. Коммуникации между ними – неровные и случайные. Но такие коммуникации вовсе не обязательно влекут за собой формализованный контроль и подчинение командной структуре той или иной группы, или обеих групп, Это также не означает, что Аль-Каида и Исламское Государство формально сотрудничают в заговорах, в которых участвуют члены обеих группировок.
Принадлежность этих “сетевых джихадистов” будет основываться на относительной силе и славе Аль-Каиды или Исламского Государства. Частота и месторасположение этих заговоров будет зависеть от глобальных геополитических трендов, местной сети имеющих опыт боевиков, местной обстановки в сфере безопасности, и доступности оружия. Ветераны-джихадисты с ноу-хау и мотивацией могут осуществлять такие “сетевые” заговоры не под руководством какого-то признанного лидера, но как результат “роевой активности” джихади в конкретном месте.
“Сетевые” атаки будут более частыми, и менее “управляемыми”, их успех буде сомнительным, и будет, в первую очередь зависеть от опыта и состава того “роя” джихадистов, который будет их осуществлять. Атаки против Charlie Hebdo и кошерного супермаркета следует рассматривать в качестве чрезвычайно успешных сетевых операций.
Подражатели – частые, с ограниченными возможностями, но опасные
Вместе с тем, как возможности традиционной Аль-Каиды совершать направленные теракты на Западе увядают, ее франшизы переходят на новый уровень. Аль-Каида Аравийского Полуострова активно использует интернет и динамичного проповедника Анвара аль-Авлкаи, а также англоязычный журнал Inspire – чтобы вдохновить свою аудиторию на Западе к совершению атак. Результатом, за исключением бойни в Форт Худ, стал широкий спектр неумелых заговоров и внезапных вспышек насилия, устроенных джихадистами-ваххабитами. Сегодня несвязанные друг с другом поклонники джихада в Европе и Америке очарованы скорее Исламским Государством, нежели Аль-Каидой. Эти поклонники отвечают и на призывы лидера ISIS и на то внимание, которое пресса уделила атакам подражателей в Оттаве и Сиднее. Вместе с этими заметными событиями, силы правопорядка по всему миру предотвращают подобные инциденты еженедельно. В последнее время индивиды, стоящие за атаками подобного рода, чаще приносят клятву верности ISIS, чем Аль-Каиде. Продолжительность принадлежности этих одиночек к той или иной организации может варьироваться – от нескольких лет до нескольких дней. Эти заговоры подражателей – необходимая функция погони за славой и вниманием в эру социальных сетей. Такие инциденты будут продолжаться, и достигать пика в тех случаях, когда один джихади, подражая только что совершенной атаке другого, будет пытаться получить свою долю внимания прессы, пользуясь лейблом той группы, которая в данный момент находится в центре внимания прессы.