Журнал Spiegel опубликовал обширное исследование о ядерной программе Башара Асада.
В отличие от Израиля и Пакистана, Сирия является членом Договора о Нераспространении Ядерного Оружия.
После израильской бомбардировки сирийского ядерного объекта в эль-Кибар, МАГАТЭ потребовала доступа к реактору. Комиссия МАГАТЭ была допущена в июне 2008- через 10 месяцев после бомбардировки.
Несмотря на то, что комиссия не нашла стопроцентных доказательств, она потребовала доступа к еще трем дополнительным объектам. Особый интерес представлял Мардж ас-Султан, в 15 км от Дамаска. Сирийцы отказались, обвинив МАГАТЭ в “клевете”.
По оценкам МАГАТЭ, в распоряжении сирийцев имелось до 50 тонн урана. Этого достаточно для создания 3-5 бомб. Об этом в сентябре 2013 писали исследователи Institute for Science and International Security в Вашингтоне.
Часть урана была спрятана в Мардж ас-Султан. В этом районе позднее шли ожесточенные бои между мятежниками и правительственными войсками. Сирийцы, по всей видимости, успели вывезти все оборудование и материалы до начала боев. Объект был захвачен мятежниками и позднее отбит.
Spiegel пишет о трех ядерных объектах, главный из них – подземный ядерный реактор в эль-Ксейр на ливанской границе.
Оборудование и материалы из Мардж ас-Султан были перевезены на объект, расположенный к западу от эль-Ксейр, в 2 км от ливанской границы.
Ранее предполагалось, что в этом месте находится крупный склад оружия “Хизбаллы”.
Постепенно, однако, начала вырисовываться совершенно иная картина. Сооружение объекта началось в 2009 году. Работа максимально маскировалась.
Несмотря на ожесточенные бои весной-летом 2013, данный район не пострадал и всегда находился под контролем “Хизбаллы”.
По данным спутниковой съемки, объект состоит из шести структур: караульного помещения и пяти ангаров, три из которых – тайные входы в подземный объект.
Объект связан с электрической сетью города Блосах и на него поступает вода из озера Зайта. Это выглядит особенно подозрительным, потому что складу оружия не нужна система водоснабжения.
Журнал пишет о том, что эти косвенные подозрения подтверждаются прямыми перехватами разговоров высокопоставленного командира “Хизбаллы” в котором он упоминает “атомный завод”. Он также часто говорит с очень важным человеком – главой Сирийской Комиссии по Атомной Энергии Ибрагимом Османом. В разговорах упоминается кодовое название объекта – “проект Замзам” (источник, созданный Аллахом в пустыне для жены Ибрагима и его сына Исмаила).
В перехваченных переговорах упоминаются ученые и члены корпуса стражей исламской революции Ирана.
Разведки западных стран также убеждены, что в проекте активно работают северокорейские эксперты, в частности, Чжоу Джи Би, инженер, построивший атомный реактор в Йонбень.
Разоблачения Spiegel прозвучали в самое неудобное время для всех заинтересованных сторон – для Асада, для Кореи, для “Хизбаллы”, а также для Запада и Америки, поверивших в то, что после уничтожения химических арсеналов у Асада не осталось возможностей создания неконвенционального оружия.
Журнал указывает, что в отличие от уничтожения объекта в Дейр эз-Зур израильтянами в 2007, объект в эль-Ксейр потребует качественно иного уровня подготовки. Необходимо применение противобункерных бомб, при этом последствия для окружающей среды предсказать невозможно.
В сентябре 2014 года МАГАТЭ в очередной раз призвал Асада “полностью сотрудничать с агентством по всем неразрешенным проблемам”. Сирия даже не дала официального ответа на данное обращение.
Исламское Государство пригласило инспекторов МАГАТЭ проинспектировать еще раз остатки объекта в Дейр эз-Зур. МАГАТЭ отказалась, чтобы не давать никакой легитимации террористам.