Таков мир, придуманный известным и скандальным французским писателем Мишелем Уэлльбеком в его шестой новелле, Soumission (Покорность). Ниже писатель объясняет, в чем заключалась цель написания книги (сокращенный перевод).
Почему вы это сделали?
По нескольким причинам. Во-первых, я считаю, что это – моя работа, хотя я и безразличен к этому слову. С тех пор, как я вернулся во Францию, я отметил несколько больших изменений, хотя они и не являются специфически французскими, а скорее общими для всего Запада. В изгнании вы особо ничем не интересуетесь – ни обществом, в котором родились, ни местом в котором вы в настоящий момент живете, и к тому же, Ирландия несколько странное место. Во-вторых, я полагаю, что мой атеизм не пережил всех смертей, с которыми мне пришлось столкнуться. На деле, он теперь мне кажется непосильным и разрушительным.
Как вы охарактеризуете свою книгу?
Фраза политическая фантастика не так уж плоха. Я не думаю, что читал много чего-то подобного, но что-то читал, большей частью, правда, на английском.
Какие книги вы имеет ввиду?
Некоторые книги Конрада, или Джона Бухана. И более современные книги, но они не так хороши – всякие триллеры. Триллер может быть написан и на фоне политического мира, необязательно триллер пишут о мире бизнеса. И была третья причина, по которой я написал эту книгу. Мне понравилось, как она начинается. Я написал первую часть, до 26-й страницы за один присест. Я нахожу это очень убедительным, потому что я могу себе легко представить студента, нашедшего друга в Гюисмансе, и посвятившего ему свою жизнь. Это не случилось со мной. Я Гюисманса прочел в 35 лет, но мне очень понравилось. Мне кажется, он мог бы стать моим другом. Итак, написав эти первые страницы, я некоторое время ничего не делал. Это было в январе 2013. Я вернулся к тексту прошлым летом. Но мой проект очень сильно изменился. Я не собирался его называть Soumission. Его первоначальное название – La Conversion. В моем первоначальном проекте рассказчик принимает веру, но веру католическую. То есть, следуя по стопам Гюисманса, отказывается от натурализма, чтобы стать католиком. Но я оказался не в состоянии это сделать.
Это – сатирическая новелла?
Нет. Может небольшая часть книги высмеивает политических журналистов, немного и политиков, если быть честным. Но главные герои не сатирические.
Откуда вы взяли идею о том, что президентские выборы 2022 года завершатся схваткой Марин Ле Пен и лидера мусульманской партии?
Видите ли, Марин Ле Пен кажется мне наиболее реалистичным кандидатом для выборов 2022 года… и даже для выборов 2017. А мусульманская партия – еще больше. Это суть вопроса, на самом деле. Я попытался себя поставить на место мусульманина, и я осознал, что в реальности они находятся в совершенно шизофренической ситуации. Потому что большинство мусульман не интересуется экономическими проблемами. Их большие проблемы это то, что мы сегодня называем социальными проблемами. И в этих проблемах, совершенно очевидно, они далеки от социалистической партии и еще дальше от зеленых.