Мало других стран инвестировали в Россию так интенсивно, как Германия. Более 6 тысяч германский компаний оперируют здесь, и Россия превратилась в главного потребителя германских автомобилей, лекарств и машин.
Но теперь этот инвестиционный напор, продолжавшийся с момент окончания холодной войны, остановлен. На прошлой неделе BASF отменил запланированную сделку с Газпромом, предусматривавшую совместную добычу и дистрибуцию природного газа. И это – только один из последних примеров того, как германские компании сворачивают и откладывают проекты.
Opel уволил рабочих на своем заводе в Санкт-Петербурге, Volkswagen закрыл фабрику в Калуге из-за низкого спроса, Fresenius, крупнейшая фармацевтическая компания, отменила открытие совместного с Россией предприятия.
Причиной является кризис в Украине. Несмотря на то, что германские политики возглавляют усилия по его дипломатическому разрешению, вера в Москву испарилась. Все знают, что пройдет много времени до того, как будет преодолен этот новый разлом, возродивший страх возрождения раскола Европы – между Россией и ЕС.
Воздействие на Россию куда более обширно, чем на Германию, потому что Россия в куда большей степени зависима от германских товаров и технологий. Но российские проблемы ведут и к тому, что набирающий обороты экономический рост в Германии буде замедлен и вряд ли превысит 1% в следующем году.
В октябре экспорт в Россию сократился на 22%. Раньше 10% от всего объема германского экспорта шло в Россию.
На прошлой неделе два наиболее видных социал-демократа в коалиции Ангелы Меркель – Зигмар Габриэль, лидер партии и Франк-Вальтер Штайнмайер выразили о озабоченность тем, что санкции подорвут российскую экономику, и выступили против их ужесточения.
Бизнес, который в обычных условиях поддерживает Христианских Демократов, в данном вопросе солидарен с социал-демократами. Бывший директор Daimler Экхард Кордес говорит: “Санкции не подходящее средство для разрешения политического конфликта. У Запад не может быть интереса в дестабилизации российской экономики или российской политики”.
В то же время, германские компании начали сворачивать свою деятельность в России до введения санкций. Причина – враждебное отношение к иностранным инвесторам.
Крупнейший германский страховщик, Allianz, прекратил продажу полисов на страхование автомобилей после принятия законов, позволяющих обиженным клиентам подавать иски против страховщиков в местных судах.
Фармацевтическая компания Fresenius отменила открытие совместного предприятия “из-за изменившихся политических условий и ужесточения требований регулятора”.
Акции Stada, крупного производителя лекарств, упали более чем на 25% после того, как продажи компании в России сократились на 19%.
Один из немецких бизнесменов объясняет то, что происходит сейчас: “Все двигаются на очень низкой передаче. Немцы хотят работать здесь. Но они боятся тех фокусов, которые может выкинуть российский рынок”.
Количество германских компаний, покинувших Россию все еще мало – не более 3%. Все остальные выжидают и надеются на то, что украинский кризис затихнет сам собой. Очень немногие продолжают серьезные инвестиции. Так Schaeffler, изготовитель запасных частей для автомобилей, в октябре открыл фабрику в Ульяновске.
Но, по опросу германской торговой палаты, 41% германских компаний замедлил темы инвестиций в России, 36% отменили открытие совместных предприятий, и 28% планируют увольнения российских рабочих.
Сильнейший удар нанесен по германской автомобильной индустрии. По данным профессора Фердинанда Дудунхофера из университета Дуйсбург-Эссена, продажи германских производителей в России – Opel, Volkswagen , BMW, Mercedes и Ford of Europe, базирующийся в Кельне, в 2017 году сократятся на 15 миллиардов евро (18,3 миллиарда долларов). Из-за этого они не получат прибыли на 600 миллионов евро.
по материалам JACK EWING and ALISON SMALE In Reversal, Germany Cools to Russian Investment, NYT, 28 December, 2014