В 2014 году большинство шведов обнаружили, что мир вокруг них не такой мирный и дружелюбный, как им хотелось бы.
Это также был год, в который, впервые с момента окончания второй мировой войны, одно государство силой передвинуло свои границы и расширилось за счет другого.
На этом фоне концепция “одной недели обороны” внезапно приобретает новое значение (в 2013 году верховный главнокомандующий Швеции Сверкер Горансон предупредил, что без внешней помощи страна может самостоятельно продержаться не более недели). В связи с этим интерес к шведской обороне резко повысился и стал одной из тем предвыборной кампании.
В то врем, как большинство шведов осознали, что случилось с вооруженными силами в результате фактического разоружения в девяностые и двухтысячные, о состоянии системы гражданской обороны неизвестно практически ничего.
Между тем, готовясь к следующему году, соответствующее ведомство, Шведское Гражданское Агентство Чрезвычайных Ситуаций (MSB), выпустило доклад, написанный в самых мрачных тонах. В докладе указаны шесть слабых звеньев, над которыми необходимо начать работать немедленно в случае, если государство хочет подготовить себя к вероятному военному конфликту: подготовка устойчивых центров по чрезвычайным ситуациям, подготовка командных центров гражданской обороны, подготовка электроснабжения и сети телекоммуникаций на случай чрезвычайного положения или войны, подготовка транспортной инфраструктуры, обеспечение запасов продовольствия, медикаментов и топлива.
Другими словами, Швеция внезапно столкнулось с необходимостью восстановления всего того, что исчезло с 1994 года – момента вступления в ЕС и фактической ликвидации системы гражданской обороны. Даже не нужно войны – недостатки видны невооруженным взглядом – очереди в поликлиниках, перебои с подачей электроэнергии, сбои в расписании движения поездов. И все это – без злонамеренных действий третьей стороны.
Состояние системы здравоохранения в Швеции многими воспринимается как ситуация на грани коллапса – без всякого внешнего стресса. Может ли, в случае необходимости, система здравоохранения помочь гражданскому здравоохранению? – Нет, система военного здравоохранения демонтирована в девяностых, и, согласно плану, именно гражданское здравоохранение должно принять на себя ее функции в случае возникновения необходимости. Бывший премьер-министр Горан Перссон уже наступил в эту лужу, пообещав ООН в 2002 году послать полевой госпиталь в Ирак. Его проблема была в том, что правительство только что закрыло последние военно-полевые госпитали. По последним данным в Швеции есть 375 хирургических команд, которые могут оказывать помощь при серьезных ранениях. В случае мобилизации вооруженных сил к ним прибавиться всего лишь шесть дополнительных команд.
В наших домах редко можно обнаружить запасы продуктов – только в случае продолжительных каникул или возникновения чрезвычайных обстоятельств. Мы – счастливая страна. Но в 1994 года были также ликвидированы обязательные государственные хранилища продовольствия. При этом Швеция лишь на 50% самодостаточна в сфере продовольствия. Уроки о голоде во время первой мировой войны не принимались в расчет при вступлении в ЕС. Если наши главные порты будут блокированы, то все продовольствие, которое есть в распоряжении страны – это то, что находится на прилавках магазинов. Они будут опустошены в течение считанных дней. По данным Лиги Гражданской Обороны, в течение 10-12 дней все продовольствие закончится – и это при условии, что транспорт еще будет работать.
Carl Bergqvist. Dyster läsning om kriget kommer hit. Expressen, 28 December 2014