Очевидец MH17: Моя цель – справедливость
Житель восточной Украины слышал сильный взрыв, когда был сбит MH17. Сразу после этого он сделал несколько фотографий, доказывающих, что самолет был сбит с территории, находившейся под контролем русских. С ним говорил журналист Олаф Коенс.
Можете объяснить, что вы испытали 17 июля?
В этот день никто не ожидал, что произойдет что-то особенное. Утром я встал и пошел на работу. В четыре часа я вернулся домой. В 16:20 мы услышали громкий взрыв. Первый взрыв не был очень сильным. Через 15 секунд, или что-то около того, мы услышали второй взрыв. Он был гораздо сильнее, окна задрожали.
Что вы сделали, когда услышали взрыв?
Мы начали тогда привыкать к взрывам. Это уже не было чем-то исключительным. Но это был совершенно иной взрыв. Мы ничего подобного до этого не слышали. Я немедленно захотел узнать, где этот взрыв, какая у него причина. Я выбежал на лоджию. Я смотрел вокруг, но ничего не видел.
Я сделал снимки этого белого следа в небе. В тот момент я не знал, что это значит. Для меня это был всего лишь белый след: поднимавшийся к облачному небу, где он растворялся. Только потом стало ясно, что это такое.
Сколько времени прошло между взрывом и тем моментом, когда вы сделали фотографии?
Я думаю, около минуты. Может быть, даже меньше – 30 секунд.
Вы были там один?
На балконе я был один. Но на других балконах стояли жильцы дома. За каждым окном я мог видеть лица.
Другие люди видели этот белый след?
Да. Да
Были другие люди, которые фотографировали в этот момент?
Это весьма возможно. Но к этому времени, 17 июля, по городу уже ползали слухи о том, что фотографировать небезопасно. Говорили: не фотографируйте, если не хотите оказаться в “неприятной ситуации”. Город уже был оккупирован. На здании администрации висел флаг. И этот флаг не был украинским.
У вас есть та камера, которой вы делали снимки?
Я связался с другом и отдал ему снимки, в том числе оригиналы. Друг связался с СБУ. Те заинтересовались фотографиями. Он передал их СБУ. После этого мне было необходимо объяснить все подробности и передать им камеру.
Вам заплатили компенсацию?
За камеру? – Конечно. Они выплатили мне стоимость камеры.
Вы оставили себе копии? – Конечно. Но флеш-карты я им тоже отдал.
И после этого вы уехали в Киев?
Да, сначала я говорил прямо с СБУ. После этого со мной, через СБУ связался представитель международного комитета расследования. Это было в начале августа. Тогда же я передал им камеру. СБУ она была не нужна. Они передали ее голландским следователям. Они просили передать им камеру.
Следователи международного комитета с вами говорили?
Да, я много говорил со следователями международного комитета. Было два следователя: один из Голландии и один из Австралии. Мы говорили около трех часов. Это записывалось на камеру.
Как вы думаете, они будут пользоваться вашими материалами?
Я думаю, что они ими воспользуются. Это – косвенные улики. Нет других фотографий, показывающих, что Бук был запущен из этого района. В то время как все знают, какова правда, других доказательств нет.
Почему вы согласились дать это интервью?
Я хочу справедливости. Я хочу, чтобы тех людей, которые это сделали судили.
Вы на это надеетесь?
Я думаю, что правда восторжествует, что бы ни случилось.
На оригинале фото след виден не очень хорошо. Компания затемнила фотография, и след стал отчетливо виден. Также лучше видны облака. MH17 упал в 20 км от места запуска Бука. По свидетельствам очевидцев, там было облачно.