Ниже следует перевод статьи Элияджа Магниера в газете кувейтской газете Al-Rai.
Разговоры о том, что Исламскому Государству в 2014 году был нанесен мощный удар представляются преждевременными.
В начале году организация Исламское Государство Ирак и Сирия существовала в нескольких разбросанных на большом расстоянии друг от друга анклавах на территории Сирии и Ирака. Затем последовало взятие Мосула, которое, по разным причинам, потрясло весь мир. ISIS взял себе имя “Государство” и неожиданно обнаружил, что у него под контролем находятся огромные пространства. Его силы воюют на юге и на севере, на западе и на востоке , и угрожают самому Багдаду.
Несмотря на то, что Исламское Государство утратило часть территорий, и несмотря на то, что ему приходится работать в условиях постоянных бомбардировок, оно все еще гораздо мощнее, чем было до взятия Мосула. ISIS привлекает большое количество волонтеров из Анбар и других провинций, а также продолжает устанавливать контроль над постоянно растущим числом группировок и бригад мятежников в Сирии. Численность армий ISIS исчисляется десятками тысяч человек. По данным иракских курдов, на стороне халифата воюют 200 тысяч человек.
ISIS провозгласил велайяты за своими пределами – в Газе, на Синае и в Ливии. Создается впечатление, что организация может протянуть свои щупальца в любую точку Земли. Боевики Аль-Каиды и раньше играли большую роль на Ближнем Востоке. Появление “халифа” аль-Багдади, таким образом, не меняет баланса сил – но создает новый центр притяжения для радикалов.
При этом следует учитывать масштаб и театр операций ISIS – военно-воздушные силы коалиции из 40 государств совершают 10-30 вылетов в день против врага, контролирующего территорию в 620 тысяч квадратных километров. Стоит напомнить, что во время второй ливанской войны израильтяне совершали по 300 рейдов в день против территории в 10 тысяч километров. Это демонстрирует нежелание коалиции ликвидировать ISIS, а напротив, ее стремление превратить террористический халифат в непосильный груз для “Хизбаллы” и Ирана.
Именно это, а не само возникновение ISIS создает новое уравнение сил в регионе. Иран и “Хизбалла” считают эту организацию большей угрозой, чем Израиль, и вынуждены бросить на борьбу с ней главные свои ресурсы. Это говорит о том, что впереди – много лет войны. Но и это уравнение может быть нарушено и изменено. На пороге Израиля, в Кунейтре, мятежники начали приносить клятву верности ISIS. Одновременно арабы – члены коалиции не готовы смириться с тем, что Асад после войны останется у власти. В Ливане звучат тревожные колокола – джихадисты вышли к базам “Хизбаллы”, а Запад выжидает и надеется на истощение обеих сторон.