Крах рубля был встречен с некоторой степенью удовлетворения и даже удовольствия на Западе. Баллон стратегического гения Путина сдулся у всех на глазах перед лицом суровых экономических реалий: русских наконец-то поставили на свое место.
Но давайте не будем обманывать самих себя: Россия столкнулась с худшим, начиная с 1998 года кризисом, и это не время для извращенческих восторгов. У разорения России не может быть и не будет хэппи-энда.
Сегодняшняя Россия – не советский бегемот, практически не связанный с мировой экономикой. И Россия сейчас не пытается реформировать сама себя, как это было в 90-х. Речь идет о восьмой по объему экономике мира, хорошо интегрированной в мировые рынки. Если Россия скатывается в продолжительную рецессию, последствия отразятся не только на русских – но и на всем остальном мире. Первый на очереди – Европейский Союз, члены которого, только что сами вышедшие из рецессии связаны с Россией крепкими экономическими связями.
Экономическое фиаско Украины уже ударило по Европе. Коллапс России превратит украинские проблемы в малозначительный эпизод. В наше время глобальных рисков и взаимосвязей “потерять” Россию равнозначна тому, чтобы выстрелить себе в ногу. Или в голову.
Но более всего нас должен волновать не экономический кошмар, а его политические последствия. Для Запада чуть ли не само собой разумеется, что нынешний кризис приведет к политическому краху Путина – возможно, посредством путча, в результате которого у руля страны окажется кто-то более подходящий для такой работы – может быть, бывший министр финансов Кудрин или отправленный в отставку премьер Касьянов, или, если сильно повезет или либеральный душка Немцов, или отсидевший в тюрьме олигарх Ходорковский или борец с коррупцией Навальный.
Давайте не будем тешить себя иллюзиями: кто бы не сменил Путина, он, скорее всего, окажется намного хуже его. Скорее всего он будет подобен ксенофобским националистам, захватившим власть в восточной Украине. Точно также, как кризис 1988 проложил дорогу к блестящему взлету Путина ( когда россияне приветствовали “жесткие” меры по восстановлению стабильности), так и нынешний кризис может привести к власти нового “Путина”, который попытается установить порядок внутри страны с помощью драконовских репрессий и возможных заграничных военных приключений.
Просто помните, что Россия нечто большее, чем заправочная станция, в качестве которой многие ее несправедливо воспринимают. На деле у нее – одна из самых сильных армий мира, и в ее распоряжении – значительная часть мирового ядерного арсенала, о чем она и не забывает периодически напоминать. На фоне этого мировое сообщество не должно легкомысленно относиться к перспективе хаоса или путча, в результате которого возникнет нечто худшее, чем Путин.
То, что произошло в Крыму – ужасно. То, что происходит в Украине – трагедия, То, что происходит сейчас в России – угроза мировому порядку. Учитывая степень серьезнейших рисков, российские экономический коллапс – далеко за гранью приемлемых для мирового сообщества опасностей.
Если говорить о моменте, когда Западу стоит зарыть топор войны и восстановить дружеские отношения с Россией, то этот момент наступил сейчас. Соединенные Штаты и Европейский Союз должны отложить в сторону свой длинный список обвинений и начать конструктивный диалог, с целью стабилизации рубля и сдерживания инфляции. Наиболее очевидная мера и исходный пункт – снятие политически и экономически вредных санкций против России.
Самовосхваление, триумфализм и вставание в высокоморальные позы не заменят работающей политики в критические моменты, с одним из которых мы столкнулись в эти дни. “Выкуп” Путина может показаться парадоксальной мерой, но поворотные моменты иногда требуют парадоксальных политических решений. Они требуют способности видеть ситуацию в целом. И, в первую очередь, они требуют лидерства и способности предвидения. Во многих смыслах, Запад уже победил. Но теперь он должен действовать так, чтобы его победа не стала пирровой.
Sergey Radchenko A Geopolitical Nightmare: No Happy Endings If Russia Melts Down. National Interest. December 17, 2014