Страны Персидского залива теряют на нефтяном кризисе 42 миллиарда в день

Арабская пресса сообщает о том, что региональные инвесторы шокированы последствиями падения цен на нефть для фондовых рынков стран Персидского залива.

Девять арабских бирж за день торгов 14 декабря потеряли 42 миллиарда долларов. Лидером была саудовская биржа, потерявшая 15,4 миллиардов долларов. Биржа Катара потеряла 10,3 миллиарда. С июня нефть подешевела на 50%. Тогда она стоила 115 долларов за баррель сейчас ее цена приближается к 55 долларам.

Журналисты отмечают , что по иронии судьбы именно Саудовская Аравия, которая, по мнению многих, является архитектором нынешнего обвала цен, пострадала от него более других. На встрече ОПЕК в Вене в конце ноября Сауды отказались снижать производство (9,7 миллионов баррелей в день) – и их примеру последовали другие.

Между тем, США увеличили собственное производство на треть, достигнув уровня 9 миллионов баррелей в день, что, в принципе, уже покрывает их собственные нужды. Сауды надеялись, обрушив цены на нефть, сделать добычу сланцевой нефти экономически невыгодной, но пока из этой затеи ничего не вышло, хотя некоторые добывающие компании и разорились.

От падения цен выигрывают, в первую очередь, потребители – Япония, Индия, Китай, Турция и Европа. В то же время падение цен больно ударило по производителям – Алжиру, Венесуэле, Ливии и странам Залива, поскольку их доходы сократились наполовину.

В то же время часть арабских экспертов не верят в теорию, согласно которой Сауды стремились подорвать сланцевое производство в Соединенных Штатах, и речь идет о политических, а не об экономических мотивах.

Арабский эксперт по нефти Абдуль Самад аль-Авади утверждает, что для того, чтобы сделать добычу в США нерентабельной, было достаточно опустить цены до 70 долларов за баррель, а не до 55. Авади полагает, что целью является наказать конкурирующий режим Ирана и Россию за поддержку Асада в Сирию, и подтолкнуть их к грани банкротства. Авади указывает на то, что речь идет о совместном с Вашингтоном проекте.

Этот проект более чем преуспел. 50% доходов российского бюджета – деньги от продажи нефти и газа, и теперь их стало в два раза меньше. В Иране ситуация еще более острая – там 70% доходов бюджета формируется за счет нефтяных доходов. Инфляция в Иране за последние четыре последних года увеличилась на 80%, и цены на продукты первой необходимости в некоторых случаях увеличились более чем на 100%.

Те, кто верят в конспирацию с целью опрокинуть цены на нефть, указывают, что подобное оружие уже применялось Саудами в прошлом. В 1988 Сауды опустили цены до шести долларов за баррель, чтобы навредить Саддаму Хуссейну. Его ответом стала оккупация Кувейта.

Нынешняя игра на понижение может больно ударить бумерангом по самим Саудам и иметь самые негативные политические и социальные последствия. Такие страны , как Венесуэла, Нигерия и Алжир чрезвычайно обозлены происходящим и уже испытывают проблемы с оплатой своих долгов.

В самом Заливе коллапс бирж бьет, в первую очередь по неимущим и беднякам. Одновременно нынешний кризис демонстрирует неэффективность ОПЕК, созданной специфически для того, чтобы поддерживать стабильность нефтяных рынков.
Al-Rai al-Youm