Предложение было сделано в сентябре, во время встречи Джафари с китайским министром иностранных дел КНР Ван И в Нью-Йорке на конференции ООН, посвященной борьбе с терроризмом.
Любая китайская помощь будет оказана вне рамок коалиции, возглавляемой США. Джафари сообщил: “Господин Ван сказал, что принципы китайской политики не позволяют КНР вступать в подобного рода международные коалиции. Я приветствовал это предложение. Я сказал ему… мы готовы работать с странами – участницами коалиции и я мы готовы работать со странами, действующими вне рамок коалиции”.
Китай несколько десятилетий назад отказался от маоистских целей “экспорта революции и с тех пор придерживается принципа невмешательства в внутренние дела других государств.
Растущие экономические и стратегические интересы вынуждают китайцев к пересмотру данной политики. Ярким примером является сопровождение торговых кораблей вокруг Африканского Рога китайскими ВМС и участие в миротворческой операции в Мали. Кроме того, в Южный Судан переброшены 700 китайских военнослужащих – для охраны нефтяных месторождений китайских компаний.
Министерство обороны КНР отказалось официально комментировать заявления Джафари. Пресс-представитель китайского МИДа отказался сообщать о том, оказывает ли Китай воздушную поддержку Ираку и поставляет ли Багдаду ракеты. В комментарии МИДа сообщается: “Китай воюет с терроризмом и предоставляет поддержку и помощь Ираку, в том числе, в курдском регионе по-своему. Мы продолжим это, и приложим к этому максимум усилий”.
Китай – крупнейший инвестор в нефтяной сектор Ирака. Китай может потерять миллиарды долларов, проинвестированные китайскими государственными корпорациями в нефтяные месторождения. Компания Sinopec оперирует в Курдистане, China National Petroleum Corp владеет частью месторождения Румайла близ Басры и месторождениями в провинции Майсан близ иранской границы.
SNPC уже потеряла свои месторождения в Сирии. На прошлой неделе появились сообщения о том, что люди ISIS демонтируют принадлежащее китайцам оборудование на небольшом нефтезаводе в районе Байиджи и в Мосуле.