Украинские президентские и парламентские выборы в этом году оказались катастрофой для политических партий крайне-правых.
Олег Тягнибок, лидер всеукраинского союза Свобода на президентских выборах сумел получить 1,16% голосов, в то время как его партия – 4,71% на парламентских. Свобода не сумела преодолеть избирательный барьер, установленный на уровне 5%, и войти в состав парламента. Для сравнения, на выборах 2012 года Свобода получила 10,74% и сумела сформировать первую крайне-правую парламентскую группу в истории Украины. Дмитро Ярош, лидер Правого Сектора, на президентских выборах получил 0,7%, и 1,8% избирателей поддержали его партию на парламентских выборах.
Несмотря на это, поражение на выборах не стало “концом истории” для украинских крайне-правых, и развитие ситуации представляется все более проблематичным. Одним из новых факторов стал подъем ранее малоизвестной неонацистской организации Патриот Украины (ПУ) во главе с Андреем Билецким.
Как и некоторые другие лидеры ПУ, Билецкий не принимал участия в украинской революции 2014 года – он сидел в тюрьме с конца 2011. Билецкого и его соратников освободили только после революции, в качестве “политических заключенных”. В мае, ПУ сформировал ядро добровольческого батальона Азов в составе министерства внутренних дел во главе с Арсеном Аваковым.
Аваков, член партии Яценюка Народный Фронт, продвигал батальон и в августе присвоил его командиру Билецкому чин подполковника милиции. Народный Фронт также включил Билецкого в состав своего военного совета, и, по всей видимости, намеревался поддержать его на выборах в парламент. Из-за оппозиции и протестов со стороны украинского экспертного сообщества и представителей национальных меньшинств от этой идеи отказались. Несмотря на это, Народный Фронт, и, в особенности Арсен Аваков и его советник Антон Геращенко поддерживают Билецкого неофициально, и тот был выбран в парламент по одному из одномандатных киевских округов. После выборов Аваков назначил Вадима Трояна, заместителя командира батальона Азов и одного из лидеров ПУ, главой полиции киевской области.
Почему руководство украинского МВД продвигает лидеров неонацистов? Идеология не помогает объяснить этот феномен, поскольку ни Аваков, ни Геращенко не являются неонацистами. Объяснение, по всей видимости, скрывается в прошлом, и связано с зловещим наследием кронизма.