Чтобы получить представление о том, какова жизнь сегодня в самопровозглашенной ДНР, пройдемся по коридорам Донецкого Национального Университета.
Октябрьский вечер. Коридоры заполнены студентами – точно также, как и в любом другом восточноевропейском образовательном учреждении. По коридорам снуют студенты и преподаватели, покупают книги в магазине кампуса, и курят на ступеньках главного входа. Мало кто обращает внимание на отдаленные разрывы артиллерийских снарядов.
Университет, как и большая часть Донецка, оказались в некоем чистилище. Временами все кажется обыкновенным и нормальным, временами ощущаешь себя на страницах романа Оруэлла и Замятина. С сентября университетом управляет один из представителей ДНР, профессор истории Сергей Барышников.
Черно-сине-красный флаг ДНР реет на мачте перед университетом, внутри – множество флажков ДНР. Один из них – на столе ректора Барышникова. В ящике стола – именной пистолет Макарова – подарок от ДНР. Ректор уже мечтает о повышении класса: “Хочу Стечкина. С магазином на 20 патронов”.
Барышников покинул университет после 20-летней карьеры в 2012. Официально, он ушел в отставку. Неофициально, его прогнали за взятки. Это могло бы оказаться концом его карьеры, но тут вмешались высшие силы. Когда начались про-российские протесты в феврале, он оказался в ядре активистов, действовавших против Киева, и требовавших российской военной интервенции.
Несмотря на то, что он вырос в Донецке, Барышников говорит, что всегда чувствовал себя ближе к Москве, чем к Киеву. Он уверен в том, что родители зачали его в свердловской области. Несколько лет назад он решил узаконить свои отношения с Россией и обратился с просьбой о предоставлении гражданства. После того, как в Донецке были заняты административные здания, Барышников стал депутатом первого совета ДНР, Через пять месяцев его назначили ректором университета.
Как большинство историков и литераторов, взлетевших из ссылки на вершины власти, первым делом Барышникова стала месть. Вместе с новой (и смутной) юридической системой ДНР Барышников составил уголовные дела на 200 из 3000 бывших коллег – “политических и идеологических оппонентов”, выкинувших его из университета. Во главе списка, несколько неизобретательно – его предшественник, бывший ректор.
Барышников возмущается: “Он сбежал с университетскими документами, он сбежал на одной из университетских машин! На Audi! Если бы он мог, он и этот телевизор забрал, тыкает Барышников в плазму на стене. Когда мы аннексируем остаток Украины, мы найдем всех этих людей и отдадим их под суд. И если суд скажет, что их надо расстрелять, их расстреляют. Вы же знаете, у нас, в ДНР есть смертная казнь”.
Бывший ректор, Роман Гринюк, отвергает обвинения: “Университет захватили боевики. Я ушел с одним портфелем”.