Террористическое движение Исламское Государство пытается представить себя настоящим государством, чем-то большим, нежели мафиозный режим. ISIS богато, но находится в состоянии постоянного кризиса. Исследованию экономических основ халифата посвящен обширный матерал в Die Zeit.
Мужчина и женщина сидят столиком кафе в северной Германии. Они хотели бы перевести значительную денежную сумму ISIS. Они не поддерживают терроризм, они хотят спасти жизни. Но у них нет денег.
58-летний Исмаил и 50-летняя Сеефи – езиды. Они хотят купить свободу членов своей семьи, которые были похищены ISIS. Речь не идет об одном или двух – речь идет о двадцати родственниках – от маленького ребенка до женщины в возрасте 40 лет.
Щупальца ISIS проникли глубоко в Германию Террористы любят говорить о боге, но интересуют их, в первую очередь, деньги. ISIS считается самой богатой террористической организацией в истории. Кроме того, никогда еще террористам не удавалось установить контроль на таких огромных территориях. По меньшей мере, 4 миллиона человек являются невольными “гражданами” этого государства. Группа властвует над территорией, по площади примерно равной территории Англии. Большая часть ее – пустыня, но под ее контролем два крупных города – Ракка и Мосул.
12 репортеров Die Zeit и ARD несколько недель собирали этот материал в семи государствах, в том числе, в Ираке и Сирии, с тем, чтобы понять финансовое устройство ISIS. Они также попытались оценить, насколько успешен в реальности проект ISIS. Целью было точно установить, как работает группа, откуда приходят деньги и кто на этом всем зарабатывает.
Мародеры и похитители.
Мы сидим в банкетном зале ресторана в Эрбиль, иракский Курдистан. Это – Айнкава, христианский квартал города. С левой стороны – сцена, с микрофоном и динамиками, стены украшены свадебными декорациями – для вечеринки, которая закончилась давным-давно. Теперь пол покрыт матрасами, игрушками и бутылками с водой. Начиная с августа здесь живут 230 беженцев из Мосула и Каракуш. Все они – христиане, бежавшие от Исламского Государства. Здесь нет воды, восемь туалетов на улице. Две семьи готовят еду на всех..
В глубине зала в мятой розовой пижаме сидит 43-летняя Сюзанна. Она из Каракуша – города, в котором до середины августа проживала крупнейшая на Ближнем Востоке христианская община, 60 тысяч человек. Муж Сюзанны служил в суде. Он плохо видел, и семья после захвата Каракуш ISIS первоначально решила остаться в городе, в надежде, что исламисты оставят их в покое. Но неожиданно всем приказали явиться в клинику, якобы “на проверку”. Сюзанна рассказывает: “Там стоял автобус. Нам приказали сесть в него. У нас отобрали все – деньги, драгоценности и документы. Я залезла в автобус с мужем и детьми. Самый маленький был у меня на руках. Какой-то бородач с автоматом рявкнул – Дай сюда ребенка. Он ушел обратно в клинику с моей дочерью. Я бежала за ним и умоляла отдать ребенка. Ко мне подошел другой боевик и сказал, что если я не хочу умереть немедленно, я должна сесть в автобус. И я вернулась Что я могла сделать? Они забрали ребенка, которому было всего три года”.
Среди похитителей были члены ISIS из соседних деревень. Семья связалась с арабами в Каракуш. Те сказали, что ISIS требует 20 тысяч долларов за ребенка. У Сюзанны таких денег нет, но она уверена в том, что соберет их любой ценой. 20 тысяч, 30 тысяч, 50 тысяч – это “стандартные ” суммы выкупов для местных заложников. Для этого бизнеса создана система посредничества и открыты целые “фирмы”, которые занимаются переговорами и передачей денег. Джихадисты особенно жестоки с езидскиим женщинами. Их насильно обращают в ислам, и после этого отдают “в жены” боевикам. Есть неподтвержденные сообщения о том, что езидских женщин продают в рабство на невольничьих рынках. Эту практику воспевает и восхваляет печатный орган ISIS – Dabiq.