Призраки. Сербский Мир

Jugo1
Почему так жестоко обошлись с Обреновичами? – Монархия никогда не была стабильным, устоявшимся институтом в Сербии. Частично это объяснялось сосуществованием двух конкурирующих династических семей. Два великих клана, Обреновичи и Карагеоргиевичи, отличились в борьбе за освобождение Сербии из под оттоманского контроля. Смуглый торговец скотом, по кличке Кара Георгий Петрович, поднял восстание в 1804. Ему удалось на некоторое время изгнать турок, но был вынужден бежать в Австрию после контратаки турок в 1813. Двумя годами позднее началось второе восстание под руководством умелого политика Милоша Обреновича. Он сумел договориться с Портой о признании Княжества Сербского. Когда Карагеоргиевич вернулся в Сербию из изгнания, он был убит по приказу Обреновича и к вящему удовольствию турок. Избавившись от главного соперника, Обренович получил титул сербского князя. Члены клана Обреновичей правили в течение большей части истории сербского княжеств в составе оттоманской империи (1817-1878).

Наличие двух конкурирующих династий, уязвимое месторасположение между двумя империями – оттоманской и австрийской, политика, в которой доминировало мелкое крестьянство создали комбинацию факторов, в которой институт монархии подвергался постоянной атаке. Потрясающе мало сербских регентов в 19-м веке умерло по естественным причинам. Основатель династии, Милош Обренович, был брутальным автократом, постоянно подавлявшим восстания.. В 1839 он отказался от власти в пользу старшего сына, Милана. Тот был настолько болен корью, что и не понял, что стал королем. Он умер через 13 дней. Корона перешла к Михайло, который в 1842 был свергнут в результате восстания. В место него на трон взошел сын “Кара Георгия” – Александр Карагеоргиевич. Но в 1852 его вынудили отказаться от престола – в пользу все того же Михайло. Второе царствование Михайло было не более популярно, чем первое: через восемь лет его убили, вместе с двоюродной сестрой заговорщики, которые, скорее всего, были связаны с Карагеоргиевичами.

Длинное царствование наследника Михайло, Милана Обреновича (1868-1889) предоставило некоторую степень политической непрерывности. В 1882, через четыре года после того, как Берлинский Конгресс признал независимость Сербии, Милан объявил ее королевством, а самого себя – королем. Но высокий уровень политической нестабильности сохранялся. В 1883 попытка разоружения крестьянства повлекла за собой крупное провинциальное восстание – мятеж Тимока. Милан ответил жестоким подавлением и дикой охотой на политических оппонентов в Белграде, которых он заподозрил в раздувании беспорядков.

В начале 80-х политическая жизнь Сербии преобразовалась с появлением политических партий современного вида – с их прессой, съездами, манифестами, кампаниями и местными комитетами. Королю это не нравилось. Когда в результате выборов в 1883 в Скупщине образовалось враждебное большинство – Радикальная Партия – он назначил кабинет бюрократов. Скупщину открыли по декрету на десять минут – и по декрету тут же закрыли. Катастрофическая война с Болгарией в 1885, начатая по единоличному решению короля без консультацией с кем бы то ни было, и злобный, скандальный развод с королевой Натальей еще более подорвали позиции короля. Когда Милан наконец-то отрекся в 1889 (чтобы, среди прочего, жениться на хорошенькой жене собственного секретаря) все вздохнули с облегчением.

Милан объявил себя регентом при сыне, короле Александре. В 1893, в возрасте 16 лет Александр сверг регента в ходе странного путча. Министров кабинета пригласили на званый ужин, где во время тоста их проинформировали об аресте. Юный король сообщил о намерении присвоить себе всю полноту королевской власти. Ключевые министерства и телеграф были взяты под охрану военных. Следующим утром обитатели Белграда и обнаружили что города заклеен постерами, сообщавшими о том, что Александр захватил власть.