Французская газета Le Figaro опубликовала серию посланий джихади своим папам и мамам во Франции.
Один уставший воин пишет: “Мне тошно от того, что тут творится. И мой iPad не работает. Мне необходимо вернуться домой!”
Другой сообщает: “Пришла зима. Будет тяжело”.
Третий джихади обеспокоен своим юридическим статусом и спрашивает: “Если я вернусь во Францию, что со мной будет? Посадят ли меня в тюрьму”.
Почти все говорят, что попали в Сирию из-за того, что их ввели в заблуждение.
Некоторые в шоке от контраста привычной современности с тем средневековьем, с которым приходится сталкиваться на землях халифата. Один жалуется: “Они заставляют меня мыть тарелки”, другой боится: “Они о оправляют меня на фронт, а я воевать не умею”, третий не знает, какой будет гражданский статус у его детей, рожденных в Сирии. Все понимают, что чем дольше они пробудут в Сирии, тем хуже будет их будущее по возвращении.
Парижский адвокат Мартин Прадель сообщил в интервью VICE, что любое потенциальное возвращение осложнено тем, что подобные планы должны держаться в тайне от ISIS: “Речь идет о летальной игре в кошки-мышки. Вам необходимо понять – они не могут просто так развернуться и уехать. Они не свободны и не могут покинуть войну по собственному желанию”.
Прадель специализируется по делам о терроризме, и рассказывает, что с ним часто выступают в контакт семьи радикализованных юношей, уехавших в Сирию и Ирак. Они пытаются убедить детей вернуться и ищут совета юриста о том, как покинуть халифат.
Прадель делится своими впечатлениями: “Я не спрашиваю их имен. Они просто говорят: Я в Сирии. Я хочу вернуться домой. Я не знаю, что делать. Я не задаю никаких вопросов, я пытаюсь посоветовать им, наметить план возвращения. Чувствуется, что они морально истощены и не видит альтернативы”.
В воскресенье было опубликовано видео ан-Нусры, в котором угрожает французам, пытающимся покинуть ряды организации. Ранее сообщалось, что в Алеппо обезглавлен француз, намеревавшийся сбежать с джихада – вслед за двумя своими товарищами.
Исламистские организации первым делом сжигают паспорта новых рекрутов – и это становится одним из главных препятствий к возвращению. Адвокат Прадель говорит: “Для большинства из них это было решение, принятое моментально, в порыве страсти. За этим следовал немедленный отъезд. Подобное решение не планировалось, не продумывалось”.
Прадель рассказывает о том, что многие джихади боятся по возвращении пыток в застенках французской разведки. Этот миф, вне всякого сомнения, поддерживается ISIS.
Прадель, вслед за многими другими повторяет интересное наблюдение – речь не идет о “неблагополучных подростках”. Как правило, уезжают молодые люди из приличных семей, без особых материальных проблем: “Как правило, это не люди из проблемных семей”.