Другое 11 сентября: Мальтийский Апокалипсис турок IV //Архивы PostSkriptum

17 июня Мустафа-Паша провел отрезвляющий военный совет. Тургут вновь указал на самое слабое звено во всей турецкой операции – блокада Сен-Эльмо не была полной, и из Биргу постоянно поступали подкрепления и боеприпасы. Турки вырыли траншею на том месте на берегу, где обычно приставали лодки из Биргу. Линия снабжения Сен-Эльмо была перерезана. 12 рыцарей вызвались добровольцами отправится в форт, но Ла Валетт отказал – потеря людей стала бессмысленной. Он отправил еще двух гонцов с отчаянными посланиями к дону Гарсиа. Один из них был перехвачен турками, но Мустафа-Паша не смог найти в своем лагере христианского ренегата, которому удалось бы расшифровать код.

На следующий день турки понесли одну из самых тяжелых потерь за всю кампании. Командиры собрались на одной из батарей, обстреливавших с берега пролива форт. Орудие стреляло слишком высоко. Тургут приказал его немного опустить. Орудие опустили, но оно опять стреляло высоко. Орудие опустили еще ниже. На этот раз его опустили слишком низко. Ядро попало в каменную стену напротив батареи. Осколки камня убили квартирмейстера турецкой армии Соли Ага. Тургуту осколок камня угодил в голову. Туруга защитил его огромный тюрбан, но он был тяжело ранен. Старый корсар лежал на земле с вывалившимся наружу языком и не мог говорить. Мустафа-Паша попытался скрыть от войска эту потерю, быстро отправив Тургута в шатер, но слухи распространялись быстро. Старый корсар лежал без сознания, ни жив ни мертв. Он цеплялся за жизнь еще несколько дней.
Cali_-_Death_of_Dragut
На следующий день турецкий обстрел принес давно ожидаемый результат: часть стены обвалилась, и через нее теперь было гораздо легче перелезть. Брешь заделывали одеялами и старыми парусами. Этой же ночью Биргу потряс сильный взрыв – взорвался склад с порохом. В турецком лагере солдаты вопили от счастья. 20 июня турки закончили строительство платформы, на которой была установлена батарея , обстреливавшая пролив между Биргу и Сен-Эльмо. Всякое сообщение по воде между двумя крепостями стало невозможным. Последняя лодка была отправлена из Сен-Эльмо ночью 19 июня. Капитан Миранда написал Ла Валетту: “Отправлять еще больше людей на верную смерть – жестокость”.

22 июня Мустафа-Паша со всех сторон обложил Сен-Эльмо. Пиала Паша ввел в пролив галеры, которые начали обстреливать форт с воды. Небольшие лодки с аркебузирами охраняли пролив между Сен-Эльмо и Биргу. Отборные снайперы были размещены на господствующей над Сен-Эльмо высоте и обстреливали всю внутреннюю территорию крепости. Монтсеррату, коменданту форта, снесло голову ядром. Снайперы отстреливали, в первую очередь рыцарей.

Несмотря на это, еще одна атака турок, после шестичасовой битвы, захлебнулась. По жестоким солнцем выжившие христиане ползали по руинам форта. Большинство командиров были убиты. Оставшиеся в живых – Миранда и Мас были ранены и не могли стоять на ногах. Убитых некому было хоронить. Стены были пробиты во многих местах, но заделывать их было некому и нечем. Это был 26-й день осады. Те, кто мог стоять на ногах, собрались в капелле. Они решили в последний раз попросить о помощи. В Биргу направили пловца и шлюпку. Обоим каким-то образом удалось проскользнуть сквозь турецкую блокаду. Ла Валетт выслушал посланников с каменным лицом. Он наотрез отказался посылать еще людей, но согласился послать флотилию шлюпок с боеприпасами. Ночная попытка прорваться ночью в Сен-Эльмо оказалась фатальной – флотилия влетела в 80 галер Пиала-Паши.

В капелле Сен-Эльмо последние защитники причащались и исповедовались. Священники спрятали под пол церковную утварь, опасаясь осквернения после штурма. Турки всю ночь продолжали артиллерийский обстрел. Форт был охвачен огнем.

Утром в субботу, 23 июня, в день Святого Иоанна – покровителя Ордена, турецкая масса пошла на последний штурм. Внутри крепости оставалось 70-100 защитников. Они обыскивали тела своих павших товарищей, в надежде найти несколько крупиц пороха, чтобы зарядить аркебузы в последний раз. Командиры – Миранда и Экверрас не могли стоять на ногах. Их посадили в кресла, в руках они сжимали мечи. Форт держался еще четыре часа. За два часа до полудня янычары и сипахи снова пошли в атаку. Их не встретил ответный огонь. Пороха больше не было. Между рвом и стенами лежало 600 мертвых тел. Турки, почувствовав, что сопротивление наконец-то сломлено, устремились в крепость через мост. Одновременно, несколько сотен человек высаживалось со шлюпок в проливе. Миранда и Экверрас были застрелены в своих креслах. Мустафа-Паша, разгневанный длительной осадой, приказал никого не оставлять в живых. Он пообещал, что будет покупать головы защитников у янычар. Последние защитники сбежались к капелле, надеясь, что там можно будет сдаться. Они, однако увидели, как янычары разделывают тех, кто сдался, и “сбежавшись к центру плаца дорого и продали свои жизни”.

Под надзором Мустафы последние защитники были старательно добиты. Часть людей выстроили вдоль стены и использовали в качестве мишеней для практики лучников. Несколько защитников были убиты внутри капеллы. Особую ненависть вызывали рыцари: их вешали вверх ногами, головы рассекали, а из груди вырывали сердца. Несколько итальянских солдат упали на колени, умоляя “вашего бога” о пощаде. Их безжалостно забили. Один несчастный спрятался в сундук, надеясь на спасение. Два итальянских ренегата радостно тащили сундук, надеясь на богатую добычу. Их остановил сам Мустафа-Паша, который потребовал открыть сундук. Прятавшегося тут же убили.

Теперь, когда последнее препятствие было устранено, Пиала-Паша ввел весь свой флот в бухту Марсамксетт. Мустафа-Паша был уверен, что перебил всех защитников Сен-Эльмо, но он ошибался. Несколько человек в последний момент кинулись к морю и сдались не оттоманскому войску, а корсарам Тургута. Те их спрятали ради выкупа. Эти люди, среди которых был итальянский рыцарь Франческо Ланфредуччи “восстали из мертвых” через несколько лет. Пять мальтийцев тихо уплыли в море. До ночи они прятались в прибрежных пещерах, а с наступлением темноты также тихо приплыли в Биргу. Именно из их рассказов известно о последних часах Сен-Эльмо.

По матералам: Roger Crowley. Empires of the Sea: The Siege of Malta, the Battle of Lepanto, and the Contest for the Center of the World