2 июня положение защитников резко ухудшилось Наблюдатели в Сен-Эльмо надеялись, что они видят спасительный флот дона Гарсиа. На деле на Мальту из Триполи прибыл с подкреплениями ужасный корсар Тургут. В состав флота входили 13 галер и 30 вспомогательных кораблей. На них приплыли полторы тысячи лучших бойцов во всем Средиземноморье. Проходя мимо Сен-Эльмо Тургут открыл огонь по форту из своей артиллерии. Ядра пролетели над крепостью и поубивали турок. В ответ был открыт огонь с Сен-Эльмо. Одно из ядер пробило галеру посередине, и ее пришлось срочно отбуксировать с тем, чтобы предотвратить полное затопление.
Старый корсар был не только выдающимся мореплавателем, но и специалистом по осаде и стратегии. Сойдя на берег, он сразу прибыл на фронтовые позиции к Сен-Эльмо. Мальтийская экспедиция с самого начала была ему не по душе. Он бы предпочел разгромить испанский анклав в Ла Голетта – задача куда более легкая и выгодная для его собственных владений в Северной Африке. Но, повинуясь приказам султана, Тургут, не теряя времени начал участвовать в кампании. Первым делом он велел разместить две дополнительные батареи – одну через бухту Марсамскетт, которая могла обстреливать редут и главную башню, другую – на выступающем противоположном мысе. Сен-Эльмо теперь обстреливался с 180 градусов, и обороняющимся казалось, что “стены вот-вот превратятся в пепел”.
В своих письмах к европейским государям Ла Валетт предупреждал, что потеря Мальты превратит Европу в “крепость без редута”. И если ключом к Европе была Мальта, то ключом к Мальте был Сен-Эльмо, судьба которого, в свою очередь, зависела от маленького наскоро сооруженного земляного редута. Тургут это понимал не хуже Ла Валетта, и Тургут действовал.
3 июня, по иронии судьбы, в день св. Эльма (покровителя мореплавателей) турки организовали защитные позиции всего в десяти метрах от стен редута. Турецкие инженеры под покровом темноты решили оценить ущерб, который причинила непрекращавшаяся бомбардировка стенам. К их удивлению, никто не остановил их когда они подобрались к стенам. Единственный часовой был свален аркебузным выстрелом, или, согласно другой версии, проявил трусость и убежал. 40 его товарищей, оборонявших редут, были уверены, что он стоит на страже.
Инженеры бесшумно удалились на свои позиции и сообщили удивительную информацию командованию. Была организована немедленная атака янычарами. Янычары поднялись на стены редута и с диким криком и улюлюканьем начали стрелять и рубить все, что попадалось под руку. Защитники запаниковали и бросились к мосту, соединявшему редут с Сен-Эльмо. Только решительная вылазка нескольких рыцарей предотвратила немедленное проникновение янычар в Сен-Эльмо. Было организовано две героических контратаки, но отбить редут не удалось.
Турки с невиданной скоростью заполонили редут. Немедленно были притащены мешки с землей, из которых соорудили вал для защиты от контратак. Это было только прелюдией к дикой атаке, целью которой было взять наконец-то Сен-Эльмо. Турки пытались приставить лестницы к стенам прямо изо рва. Защитники валили на их незащищенные головы камни и обливали их греческим огнем. Через пять часов жестокой битвы турки отошли, оставив на поле боя трупы пятисот своих лучших солдат. Защитники потеряли 60 солдат и 20 рыцарей. Один из них, смертельно раненный, дополз до капеллы и умер на алтаре.
Несмотря на этот успех, итоги для защитников были самыми плачевными. Редут был во вражеских руках. Турки яростно работали, насыпая землю с тем, чтобы повысить его уровень до уровня крепостных стен. Они теперь могли бомбардировать самое сердце Сен-Эльмо с помощью двух захваченных на редуте пушек. Внизу, во рву, люди могли беспрепятственно подкапываться под крепостные стены, не опасаясь того, что они будут атакованы.
Ла Валетт знал, что форт обречен. Вопрос был только в том, сколько защитники еще сумеют продержаться. Сведения с Сицилии были неутешительными: дон Гарсиа писал, что не сможет выйти в море раньше 20 июня. Капитан Миранда произвел оценку укреплений Сен-Эльмо и доложил: “Форт нельзя удержать, в случае, если турки проявят упорство, поскольку не хватает укреплений, которые могут сдержать их напор. Более того, в случае поражения защитникам некуда ретироваться”.
На фоне потери редута Ла Валетту необходимо было поднять мораль защитников Сен-Эльмо. Он назначил фактическим командиром форта Миранду. Капитан был не аристократом, а профессиональным солдатом, хорошо знавшим своих людей. Первым делом он потребовал денег и вина. Миранда сказал: “Ничто так не радует сердце солдата, как деньги”. На плацу был устроен бар и поставлены игорные столы. Данные меры помогли, но ненадолго.
По матералам: Roger Crowley. Empires of the Sea: The Siege of Malta, the Battle of Lepanto, and the Contest for the Center of the World