Сен-Эльмо. 23 мая турки начали перетаскивать свою тяжелую артиллерию на полуостров Шиберрас. Путешествие, длиной более 10 км, было ужасным. Франциско Бальби, наблюдавший за ним со стен Сенглеа, писал: “В каждой упряжке было по 10-12 быков, и веревки тянули множество людей”.
После того, как турки полностью оккупировали полуостров, единственным маршрутом спасения из Сен-Эльмо стало 500-метровое путешествие по воде к каменистому побережью Биргу. В последний момент Ла Валетт эвакуировал часть женщин и детей, спасавшихся в Сен-Эльмо. Вместо них были посланы дополнительное снаряжение и боеприпасы. В Сен-Эльмо были посланы 100 дополнительных бойцов под командованием полковника Маса и 60 освобожденных рабов с галер. Всего замок защищали 750 человек – большая часть – испанский контингент под командованием Хуана де ла Серда.
Со стороны суши Сен-Эльмо представлял собой длинную срезанную оборонительную линию, выходящую двумя остриями звезды к холму, на котором оборудовали свои позиции турки. Стены защищал выбитый в камне ров. Со стороны моря форт прикрывала отдельная от всего комплекса и нависавшая над замком каменная башня. В центре замка находился прикрытый блокгаузом плац, небольшая капелла и цистерна с водой. Сбоку от укреплений располагался спешно сооруженный редут, соединенный с Сен-Эльмо мостом и защищавший крепость от фланговой атаки. С точки зрения опытного инженера, глядевшего на Сен-Эльмо с высоты Шиберраса, Сен-Эльмо представлялся маленьким и беззащитным. Дизайн форта было плохо продуман, а исполнен еще хуже: парапеты были низки, амбразур не было, малый размер форта не создавал возможности поставить на парапетах достаточное количество орудий, хуже всего – заостренные башни форта в виде звезды создавали “мертвые зоны”, в которых турки могли передвигаться, не опасаясь быть подстреленными со стен. Оценка оттоманских инженеров казалась правильной: Сен-Эльмо был не более, чем смертельной каменной ловушкой.
Ни одна армия в мире не могла сравниться с турками в искусстве осады, с их практическими инженерными навыками, с их способностью организовать огромные людские потоки для выполнения специфической задачи, с их дотошным планированием и их склонностью к гениальной импровизации. Со стен форта и с укреплений Биргу и Сенглеа потрясенные защитники взирали на копошащееся внизу людское море. Каменистая поверхность и отсутствие деревьев делала работу оттоманских инженеров вдвойне трудной, но саперы расширяли паучью сеть траншей “с удивительной скоростью и прилежанием”. Землю переносили за полтора километра для создания орудийных платформ. Колонны из сотен людей переносили землю и деревянные планки. Планирование этой операции было потрясающим: турки привезли с собой готовые компоненты для батарей, изготовленные в Стамбуле. Орудия были защищены деревянными треугольными парапетами, между которыми была насыпана земля. В течение двух дней траншеи были уже в шестистах шагах от рва Сен-Эльмо. Ночью по воде бесшумно скользили баржи с ветками и кустарником, предназначавшимися для забрасывания рва.