Мальта. Экспедиция на Мальту должна была стать наиболее амбициозным морским проектом с эпохи ранних крестовых походов. В отличие от Родоса, лежавшего в 15 км от оттоманского побережья, Мальта находится в тысяче километров к западу. Родос славился своим плодородием и сельским хозяйством, способным поддержать армию вторжения. Мальта – не более чем два лысых горных пика, погруженных в море. С берега Мальты видна Сицилия – в 16-м веке – владение испанской короны.
На Мальте нет рек и нет лесов. Воду во время зимних ливней собирают в высеченные из камня цистерны.
На Мальте трудно высадиться: западная часть острова защищена неприступными скалами. На востоке – несколько небольших бухт и прекрасная глубоководная гавань, лучшая на Средиземном море, и защищенная замками рыцарей.
Турки могли рассчитывать на ограниченную помощь арабских корсаров Северной Африки и длинный, уязвимый морской маршрут снабжения. Критически важным было время: путешествовать по морю можно было лишь в течение нескольких летних месяцев, и турки не могли себе позволить потерять ни единого дня.
Туркам не приходилось надеяться на помощь местного населения. Мальтийцев называют “басками Средиземноморья”. Микронарод, сформировавшийся в результате смешения нескольких волн нашествий и завоеваний, говорит на диалекте арабского, и называет Бога Аллахом, являясь при этом до сегодняшнего дня примером самого бескомпромиссного католицизма.
Постоянные рейды турецких и арабских корсаров свели на нет вероятность того, что экспедиции удастся привлечь аборигенов на свою сторону. В ходе рейда Тургута в 1551 году на соседний остров Гозо в рабство было угнано все население поголовно – 5 тысяч человек. В этих условиях мальтийцы могли рассчитывать только на рыцарей и перспективы капитуляции попросту не существовало.