Сулейман в самом начале своего правления прославился взятием Белграда и оккупацией Родоса. Несмотря на то, что в длинную эпоху его правления многим казалось, что Средиземное море превратилось или вот-вот превратится во внутреннее турецкое озеро, этого не произошло. Христиане продолжали удерживать ряд островов в Эгейском море и Мальту, через которую проходили основные торговые пути.
Вопли возмущенной дочери, евнуха и торговцев были услышаны Сулейманом, и стали последней каплей, переполнившей чашу терпения “тени Аллаха” на Земле. “Тени” исполнилось 70 лет, в течение полувека он правил величайшей империей мира. Процесс управления, сопровождавшийся многочисленными и кровопролитными войнами как на Западе, так и на Востоке, заговорами и гражданскими войнами, полностью истощил Сулеймана.
Помимо раненой гордости “защитника правоверных” и интриг гарема, атака против Мальты, с стратегической точки зрения, представлялась неизбежной на протяжении всего предшествовавшего периода. Один из знаменитых султанских корсаров, Тургут, сказал Сулейману еще в 1551 году: “Покоя не будет, пока мы не уничтожим это гадючье гнездо”. Мальта была слишком центральной, слишком важной и слишком проблемной, чтобы султан мог позволить себе продолжить ее игнорировать.
Испанский флот был разгромлен турками и арабскими корсарами на тунисском острове Джерба в 1560 году. Турки, однако, не сумели воспользоваться плодами этой стратегической победы и позволили Филиппу перегруппироваться. Испанцам удалось в относительно короткий промежуток времени построить внушительный флот (на средства, предоставленные Папой Римским), который начал действовать, уничтожая гнезда арабских пиратов на африканском побережье, к вящему неудовольствию Стамбула.
Флот возглавил старый и опытный моряк Дон Гарсиа де Толедо. Де Толедо, анализируя в письме императору турецкую угрозу испанским военным базам в Средиземноморье, во главе списка поставил Мальту. Мальта прикрывала доступ к побережью южной Европы и не допускала турок в западную часть Средиземноморья. Потеря Мальты означала появление у турок трамплина для атаки против Сицилии, Италии и самого Рима (Мечта о коронации в Риме “Цезарем” была одним из многих неосуществленных имперских проектов Сулеймана).
6 октября 1564 года Сулейман принял решение об атаке против Мальты, которая должна была стать преддверием удара в сердце христианского мира. Сулейман приказал: “Я намерен завоевать остров Мальта. Командиром экспедиции назначается Мустафа-Паша. Остров Мальта- штаб-квартира неверных. Мальтийцы блокировали мусульманский маршрут пилигримов в восточную часть Средиземноморья и Египет. Пиала-Паша назначается командующим имперского флота”.