В течение первых семи месяцев 2011 года Фирташ установил контроль над двумя крупнейшими комплексами по производству удобрений в Украине – Северодонецк Азот и Ривне Азот. Он также купил порт Ника Тера, через который осуществляется вывоз удобрений и других товаров. Он купил Надра Банк и инвестировал в титановую индустрию.
Масштабы экспансии были таковы, что Фирташ превратился в пятого по величине производителя удобрений в Европе. Фирташ стал крупнейшим работодателем – и это давало ему и политическое влияние. В интервью австрийской Die Presse в мае Фирташ хвастался: “У нас есть связи с депутатами. Мы – большие работодатели. Целые города живут за счет наших заводов. Кандидаты на выборах рассчитывают на нашу поддержку”.
В момент большой скупки Фирташ проявлял скромность На пресс-конференции, посвященной покупке завода в Северодонецке он отказался называть инвесторов. “Это секрет” – сказал он украинским журналистам.
Один из менеджеров Газпромбанка заявил корреспонденту Reuters, что на тот момент Газпромбанк возглавил консорциум банков, который согласился в 2011 выдать Фирташу кредит в объеме 7 миллиардов долларов. Сам Газпромбанк выдал Фирташу 2,2 миллиарда долларов, и Фирташ все еще должен 2,08 миллиарда. Менеджер отказался назвать других участников консорциума.
2,2 миллиарда – большие деньги для Газпромбанка. Это почти четверть его общего капитала, и максимальная сумма, которую он мог, согласно российскому законодательству, выдать одному заемщику. Таким образом, Фирташ – крупнейший должник Газпромбанка.
Reuters не смог установить точную сумму кредита, выданного Фирташу упомянутым консорциумом.
В письменно ответе Газпромбанка Reuters сообщается, что сумма кредита, выданного Фирташу была “в несколько раз меньше”, чем 11 миллиардов долларов, и банк “всегда соблюдал требования и ограничения, установленные Центробанком в отношении заемщиков, и данная политика распространяется и на Ostchem Group “.
Центробанк отказался комментировать данную ситуацию.
Теперь у Фирташа были деньги. В январе 2011 он подписал соглашение с Газпромбанком о покупке газа через Ostchem Group, базирующуюся на Кипре. Он является единственным директором компании. Позднее сделка была расширена и в нее включили Ostchem Gas Trading AG, базирующуюся в Швейцарии. Одновременно было достигнуто соглашение с Нафтогаз, государственным украинским концерном, в котором Янукович заменил руководство. Фирташу Нафтогаз был необходим потому, что концерн контролировал инфраструктуру поставок, а именно, газопроводы. Кроме того, до 2011 у Нафтогаза было эксклюзивное право на импорт газа Газпрома.
Решение Нафтогаза выглядит странным. Он не только отказался от монополии на поставку газа. Сделка также могла потенциально нанести ущерб государственной фирме. Ранее Нафтогаз согласился покупать у Газпрома фиксированный объем газа, независимо от того, может он такие объемы реализовать в Украине или нет. Сделка с Фирташем могла оставить Нафтогаз с газом, который тот не может продать.
Фирташ не говорит, какую цену он платил за российский газ. Пресс-представитель Ostchem отказался называть цифру, заявив, что речь идет о “конфиденциальной информации”.