В нормальные времена Украина – второй по величине клиент Газпрома. В 2000-х Газпром решил не продавать газ напрямую украинской государственной компании Нафтогаз, а поставлять его посредникам, в первую очередь, Фирташу.
В 2002 году компания Eural Trans Gas, зарегистрированная в Венгрии, качала газ с территории Туркменистана через Россию в Украину. Кто ее владеет неясно, но ее интересы представлял Фирташ. В июле 2004 посредником в газовых сделках между Россией и Украиной стала новая компания RosUkrEnergo. Первоначально ее собственники не были известны. Потом выяснилось, что ее владеют Фирташ и Газпром.
Основной функцией RUE было покупать газ дешево в России и продавать дорого в Украине и Европе. Деятельность RUE была крайне непопулярной среди украинцев, которые видели в ней ненужного посредника. В 2007 году она продала газа на 10 миллиардов долларов, ее чистая прибыль составила 795 миллиардов долларов.
После того, как в 2008 к власти пришла Тимошенко, также известная своими упражнениями в области газового бизнеса, они вытеснила Фирташа и RUE из отрасли, заключив в 2009 сделку с Путиным.
К этому времени Фирташ уже было очень богат. Американские дипломатические телеграммы того периода описывают Фирташа в качестве “главного финансового спонсора Януковича”.
Вадим Карасев, помощник бывшего президента Ющенко, в апреле 2010 заявил: “Без Дмитрия Фираташа не было бы победы Януковича”.
После победы Януковича Фирташ вернулся в торговлю газом – благодаря своим связям в коридорах связи.
Корреспонденты Reuters получили доступ к ряду любопытных финансовых документов того периода, хранящихся в Никосии. Речь идет о сделках с Газпромбанком.
Несмотря на название, Газпромбанк не контролируется Газпромом, у которого есть лишь небольшой пакет акций банка. Банком занимаются люди, близкие к Путину. До марта 2014 контрольный пакет принадлежал инвестиционной компании Юрия Ковальчука.
И Газпромбанк, и администрация президента Путина наотрез отвергают возможность того, что на сделки повлиял Кремль. Из официального заявления Газпромбанка следует, что “стратегия была разработана банком и одобрена советом директоров, никакое иное влияние невозможно”.
В июне 2010 Фирташ открыл компанию Ostchem Investments на Кипре. Через месяц она получила от Газпромбанка кредит в 815 миллионов долларов. В сентябре компания купила завод по производству удобрений Стирол в Украине.
До февраля 2011 года Газпромбанк открыл компаниям Фирташа кредитные линии на общую сумму 11,5 миллиардов долларов. Вся эта сумма не была использована, но деньги всегда были наготове.