Высокопоставленные чины в администрации президента США сообщили CNN об изменениях в политике на Ближнем Востоке.
По словам источников канала, администрация пришла к заключению о том, что нанести поражение ISIS не представляется возможным без отстранения от власти Асада и изменения режима в Сирии. Этот пересмотр является признанием ошибочности первоначальной стратегии – попытке разгромить ISIS сначала в Ираке, а потом в Сирии, на занимаясь Асадом.
Только за последнюю неделю в администрации прошло четыре встречи советников по национальной безопасности президента, на которых председательствовал Обама. На них присутствовали руководители американского государства, включая госсекретаря.
По словам одного из участников, “главная цель встреч – понять, как наша сирийская стратегия вписывается в нашу стратегию относительно ISIS. Затянувшийся сирийский конфликт теперь осложнен новыми реалиями. Для того, чтобы по-настоящему победить ISIS, его необходимо победить и в Ираке, и в Сирии”.
В октябре американцы говорили о стратегии “сначала Ирак”. Она предусматривала, что основной удар по ISIS будет нанесен в Ираке, и что у американцев будет достаточно времени для отбора, обучения и оснащения “умеренных” в Сирии, которые должны были нанести поражение и ISIS, и Асаду.
Теперь американские лидеры вынуждены признать, что подобная стратегия нежизнеспособна. Высокопоставленный представитель администрации заявил: “Развитие ситуации на местах вынудило команду национальной безопасности прийти к коллективному заключению: у нас не будет достаточно времени для Ирака. В идеальном мире мы бы выдавили ISIS в Сирию, и там бы мятежники добили их. Но тем временем умеренная оппозиция будет разгромлена – а ISIS останется – так что это не поможет”.
Администрация теперь обсуждает перспективы создания бесполетной зоны вдоль турецкой границы и ускорение процесса отбора и обучения групп мятежников.
Турция призывает к созданию бесполетной зоны, но весьма туманно говорит о том, какие ресурсы она готова предоставить для осуществления подобного проекта.
Относительно подготовки мятежников пресс-представитель Пентагона Джон Кирби сказал: “Процесс отбора и отсеивания еще не начался. С того момента, когда он начнется, он займет три-пять месяцев. После этого нужно еще 8-9 месяцев на подготовку и обучение”.
Против стратегии “сначала Ирак” выступали и Джон Керри и Чак Хейгел. Керри считал подобную политику “нереалистической”. Хейгел в октябре послал меморандум советнику по национальной безопасности Сюзан Райс, в котором “высказывал опасения относительно всей сирийской стратегии”. По словам источника, ознакомившегося с меморандумом, Хейгел пишет: “На протяжении уже довольно длительного периода времени ясно, что стратегия поддержки умеренной оппозиции для свержения Асада не работает”.
Керри, со своей стороны, пытается сохранить хлипкую “коалицию” из 30 государств, формально воюющую против ISIS. Джон Аллен, посол, отвечающий за взаимодействие с коалицией, докладывает в Белый Дом о том, что ключевые союзники – Турция, Саудовская Аравия и ОАЭ требуют ясности относительно судьбы режима Асада и настаивают на создании “условий политической трансформации” и “переходного периода” в Сирии. Керри якобы ведет лихорадочные переговоры с Саудовской Аравией, Турцией, ОАЭ и Россией о возможности отстранения Асада и его ближнего круга от власти – на условии сохранения большей части государственных институтов и самого режима.
Американские чиновники и арабские дипломаты говорят, что идея Сирии без Асада “негласно поддерживается” Россией, но та ничего не предпринимает для ее реализации. Представитель администрации заявил: “Они дали туманные выражения своей симпатии, но это не то же самое, что сказать – мы с вами, и мы хотим от него избавиться. Они продолжают его поддерживать и вооружать”.
Вопрос об Асаде также поднимался в ходе переговоров с Ираном, но тот не подает никаких признаков того, что готов поддержать его отстранение. Американский чиновник говорит: “Умеренные не имеют никакого веса в Сирии. Иранцы предлагают план конституционных реформ, которые, в конце концов, приведут к выборам. Это лучше, чем ничего, но сюда по прежнему не входит вопрос об Асаде и это не может быть основой для соглашения”. Арабы, между тем рассчитывают , что Саудовской Аравии удастся убедить Россию в том, что возможен уход Асада, сохранение режима и после этого – окончание войны. Если это произойдет, Иран может ощутить себя в изоляции и “переосмыслить свой подход”.