Важнее Асада и БААС

Относительно настроений в армии я могу сказать – они не говорят прямо, но они говорят намеками. Сирийская армия перестала быть той коррумпированной армией, которую мы видели в Ливане. Она знает за что и с кем она воюет. Я иногда говорил им: “Проблема в том, что у вас нет демократии – так, как она понимается на Западе. И наверху – очень жесткий мухабхарат, секретные службы”. И они не отвечают – но они как бы кивают. Там нет рядом мухабхарата, никто не подслушивает. У меня создалось такое впечатление – армия воюет потому, что у нее есть очень хорошее понимание того – если режим сотрут с лица земли, то с лица земли сотрут и армию вместе с ним. Они могут говорить: Мы воюем за нашего президента Башара Асада ” – но это пропаганда. Армия важнее Асада. И я думаю, Асад осознает, что без армии с ним покончат, и армия тоже это знает. И речь идет об огромном изменении. Армия теперь важнее, чем партия БААС.

Они наблюдают за американской операцией против ISIS. Солдаты говорят, что видят по ночам вспышки в пустыне – разрывы бомб. Лейтенант сирийских ВВС Заха – пилот самолета, на котором я прилетел в Камышли, говорит, что видел над иракской территорией 26 октября американский самолет С-130 Геркулес. Скорее всего, это был заправщик или разведчик. Его напарник, капитан Мухаммед рассказал, что 24 октября видел истребители НАТО, шедшие на большой скорости. Скорее всего, они вылетели с базы Инчирлик в Турции, и затем взяли курс на запад, к Кобани. Я говорил с офицером сирийской разведки. По его оценке, американцы наносят удары по ISIS – но они наносят их таким образом, что это не помогает сирийской армии. Сирийцы вообще-то сделали американцам официальное предложение – они готовы помогать им разведывательной информацией. Но американцы на предложение не ответили. С точки зрения сирийцев, американцы им не помогают, хотя мы все знаем, что американцы бьют врагов сирийского режима – точно также, как мы знаем, что всего год назад они угрожали самому режиму.

Относительно Сирийской Свободной Армии. Я думаю, что они пьют слишком много кофе в Стамбуле. Я никогда не сталкивался – за исключением самых первых месяцев войны – даже с пленными из ССА. Тут я конечно должен сказать, что сирийская армия теперь пленных не берет. То есть если вас взяли в плен на поле боя – на следующий день вас расстреляют. Тоже самое делает ISIS. С точки зрения сирийцев, ССА просто не существует. Есть ISIS, есть аль-Нусра, есть всякие исламистские группы. Некоторым бывшим мятежникам разрешили снова служить в армии, некоторым разрешили вернуться домой, но не разрешили вернуться в армию. Но ССА, как таковая – миф. Сирийский офицер объяснил мне почему: “Если мы на них и натыкаемся, они сразу бегут. ISIS не бежит. Его люди бьются до смерти”.

Необходимо осознать, что ISIS и Аль-Каида – это не деньги. Они добывают какую-то нефть, они что-то продают в Турцию. Но для того, чтобы работала такая странная организация, как Аль-Каида, на самом деле много денег не нужно. Большая трагедия, которую мы отказываемся замечать, и которая происходит прямо сейчас – уничтожение христианских общин в северном Ираке. И теперь к этому прибавилось вот еще что. Представитель армянской церкви в Камышли, отец Антраниг Айвазьян рассказал мне, что Дейр эз-Зур взорвана 173-летняя армянская церковь. Там хранились архивы турецкого геноцида против армян 99 лет назад. Там были похоронены многие жертвы этого геноцида. И это сделал даже не ISIS, а Джабхат ан-Нусра. Перед этим они позвонили отцу Айвазьяну и сказали: У нас архивы армянского геноцида. Мы их вам отдадим, если вы признаете нас властью, мы их вам отдадим. Но он отказался. Они сожгли архивы и разбросали кости и черепа похороненных в церкви по улицам. Он показал мне сообщения от Нусры, с цитатами из Корана, в которой ему предлагаются архивы, если он согласиться сотрудничать. В одном из этих посланий цитата из Корана приведена неверно – и это показывает, что эти группы не такие уж исламистские. Нет никаких сомнений в том, что христиане бегут. Из Камышли уехали 399 христианских семей. Вы можете поехать в христианский квартал – магазины закрыты, двери в домах забиты. Они уехали, большей частью, в Европу.

Относительно того, что произойдет после поражения ISIS. Есть курдские зоны на севере, которые тотально контролируются курдами. И они хотят федеративного государства. Из разговоров с офицерами сирийской армии я понял, что этого не будет. Будет восстановлен прежний порядок, когда курды подвергались дискриминации. Режиму не нужна страна, разбитая на кусочки. Кому-т на Западе такая идея может и нравится, но я не думаю, что такое возможно. Они восстановят контроль над крупными городами. Но это не будет концом ISIS. У меня есть подозрение, что ISIS через некоторое время превратятся в приятных нам “умеренных”. Так происходило практически с любой группой, которую мы решали подорвать, унизить и уничтожить. Всегда заканчивалось тем, что они превращались в умеренных, а мы их поддерживали. И они самые брутальные враги Асада. Но вы должны понять – большая часть территории под их контролем – пустыня. Не вся она месторождения нефти. И что толку от песка? Я думаю, что режим отвоюет основные города, включая Ракку. Сейчас они над Раккой даже летать боятся. Но это, в конце концов, произойдет, и тогда начнется герилья, которая может продолжаться годами. Но, в любом случае, я не думаю, что Сирия развалиться на куски.