Бог, по всей видимости, имеет некоторый набор привычек. Подобное суждение развилось в доктрину ” ‘ада” (божьих привычек). Газали описывает ее таким образом: “Существуют возможности, согласно которым нечто может произойти или не произойти. Они могут постоянно повторяться и превращаются в обыкновение, и потому фиксируют нерушимо в наших умах свое наличие”. Но они, эти возможности – не более, чем вера в это обыкновение, но не природный закон.
Конечное значение вышеприведенных спекуляций: “В мире не существует единства, морального, физического или метафизического, все зависит от воли Аллаха” (Дункан Макдональд). Целью описанных построений Газали была защита свободы воли Аллаха, ибо существование природных законов могло, в конечном счете , привести к мысли о том, что мир возник по необходимости, а не по божьей воле. Если некие причины породили некие последствия, то детерминистская последовательность причинно-следственных связей выводила бы на самого Аллаха. Это лишало бога возможности творить чудеса ,- атрибут, защита которого наиболее занимала Газали. Кроме того, намек на возможность автономного или полуавтономного существования чего бы то ни было ставил под сомнение доктрину единственности бога.
Влияние аль-Газали на суннитский мир был огромным. Египетский юрист 14-го века Ахмад ибн Накиб эль-Мисри писал в “Классическом Руководстве к Священному Исламскому Закону” : “Науки материалистов основаны на их вере в том, что вещи сами по себе или из-за своей природы имеют причинную связь, независимую от воли Аллаха. Верить в подобное неверие – это поставить себя за рамки ислама”.
В 15-м веке, следуя по стопам учителей, Мухаммед Юсуф ас-Санусси писал: “Вы начинаете осознавать, что ничто в мире не может произвести какой бы то ни было результат, потому как это логически приведет к тому, что указанный результат выведен за рамки воли и мощи нашего великого и всемогущего Защитника… И потому, еда не имеет результатом сытость, вода не влияет на влажность земель, огонь – на горение. Знайте, что все это – от Бога, без всякого вмешательства или посредничества других вещей и сил. Это не зависит ни от их природных свойств, ни от сил, которые якобы заложены в них Богом, как многие невежественные люди смеют полагать… Тот, кто считает, что подобное имеет результатом что бы то ни было – кафир”. Причины – не более “чем явления, созданные богом в качестве знаков и намеков на его желания, без всякой логической связи между ними. Потому Бог может нарушить привычный порядок вещей тогда, когда он возжелает, и для кого он возжелает”.
Подобные учения объясняют, почему и в 21-м веке Фуад Аджами вынужден докладывать: “Куда бы я ни пошел в исламском мире, везде я наталкиваюсь на одну и ту же проблему: причина и следствие, причина и следствие”. Пакистанский ученый Первез Худбой приводит следующий пример из современной жизни: Институт Изучения Политики, отросток пакистанской Джамаат и-Ислами решил “исламизировать” школьные учебники. В результате в учебнике для 3-го класса вопрос “Что случится, если животное прекратит принимать пищу?” был заменен на “Что случится, если Аллах не даст животному пищу?” Худбой указывает, что в “рекомендациях” Института содержится следующий пассаж: “В подзаголовке “Изменения, вызванные энергией” содержится скрытая отрава. Эффект не должен быть связан с причиной, ибо это ведет к атеизму. Подзаголовок создает впечатление, что причиной изменения является энергия, а не воля Аллаха”. Худбой делает следующее заключение: “Базисное предположение науки – у любого следствия есть некая причина, намеренно искореняется. Вместо физических сил причиной называется божественное вмешательство”.
Элиминация причинности делает предсказание теоретически невозможным и теологически нежелательным. Это порождает необычное ежедневное поведение. Именно поэтому, указывает Худбой “многие, если не большинство представителей улема , полагают, что предсказание дождя лежит за пределами дозволенного человеку и вторгается в божественную вотчину”. Соответственно, в 1983-1984 годах прогнозы погоды были удалены из программ пакистанского ТВ. Позднее они были по тихому восстановлены.. Если непредсказуемый Бог прямо создает погоду, то погода не может быть предсказуемой.
По материалам: Robert Reilly. The Closing of the Muslim Mind How Intellectual Suicide Created the Modern Islamist Crisis. 2010
Как закрылся мусульманский разум. Очерки истории интеллектуального суицида I
Как закрылся мусульманский разум. Очерки истории интеллектуального суицида II
Как закрылся мусульманский разум. Очерки истории интеллектуального суицида III
Как закрылся мусульманский разум. Очерки истории интеллектуального суицида IV