Для того, чтобы осознать насколько радикальна ашаритская метафизика, следует рассмотреть несколько примеров.
Пакистанский ученый Первез Худбхой пишет: “Они говорят: даже набирающая скорость стрела может достичь или не достичь цели, потому что на протяжении ее полета в каждый момент времени Бог разрушает и заново создает мир. Где будет стрела в следующий момент времени, опираясь на знание того, где она была в момент предыдущий, предсказать невозможно, потому что только Бог знает, как будет воссоздан мир”.
Движение иллюзорно. Вещи не изменяют сами себя. Тело только делает вид, что движется. То что происходит на самом деле – это аннигиляция атомов тела в одной позиции и их воссоздание в другой. Объект аннигилируется совершенно и воссоздается заново в следующий момент времени – и так возникает иллюзий движения, благодаря серии последовательных аннигиляций и воссозданий. У объектов нет прошлого и будущего. Они существуют только сейчас.
Последовательность аннигиляций и воссозданий применяется не только к движению, но и к другим атрибутам объектов. Мы не красим платье в красный цвет, мы лишь верим в то, что мы его красим. На деле, Бог делает красный свойством платья, и последовательно воссоздает это качество, секунду за секундой.
Дункан Макдональдс суммирует: “Эти время-атомы, если подобное выражение будет позволено, равны в своей непротяженности и находятся в абсолютной пустоте – времени. Также как пространство – последовательность несоприкасающихся атомов, время – последовательность несоприкасающихся мгновений, которые дергаются в направлении друг друга вместе с движением стрелки часов. Время, таким образом, зернисто и может существовать только в связи с изменением. Подобные монады отличаются от монад Лейбница, поскольку не имеют никакой собственной природы и возможности развития по неким предопределенным линиям. Мусульманские монады существуют и перестают существовать каждый данный момент времени. Все изменение в мире – от их входа в существование и их немедленного из него выхода, а не благодаря тому, что они изменяются сами”.
Маджид Факхри объясняет дальше: “Мир, который они определяют как все, что не является Богом, сооружен их атомов и инцидентов (арад). Не может существовать двух арад одновременно, но они создаются и уничтожаются Аллахом постоянно, согласно его воле”.
Аль-Бакилани , ученик Ашари (10-й век) пишет: “Инцидент есть субстанция, протяженность которой во времени невозможна и который перестает существовать в момент его создания. Также атомы (джуз), в которых случаются инциденты постоянно воссоздаются Богом и могут продолжаться исключительно благодаря протяженности , в которой Бог создает их. Но также как инциденты, атомы разрушаются, и весь этот мир инцидентов и атомов находится в состоянии постоянного разрушения и генерации”. Для аль-Бакилини атомная непротяженность сотворенных вещей сама по себе является доказательством абсолютного превосходства и всемогущества Аллаха, в качестве единственного возможного агента. Если творение есть лишь группа независимых атомов, свободно болтающихся в пространстве, то лишь Аллах может превратить их в то, что они есть в любой данный момент времени. Аль-Бакилани зашел далеко и утверждал, что вышеописанная концепция атомов “сосуществовала вместе с Кораном вместе на небесах”. Данные суждения аль-Бакилани имели настолько серьезное влияние, что исламский мыслитель 13-го века ибн Таймийя (икона современных исламистов) назвал его “лучшим из ашаритских теологов, с которым нельзя сравнить ни одного из его предшественников и ни одного из его последователей”.
По материалам: Robert Reilly. The Closing of the Muslim Mind How Intellectual Suicide Created the Modern Islamist Crisis. 2010