Ашаритская доктрина превратился в теологическую основу ислама, особо подчеркивавшую в откровении Мухаммеда два атрибута Бога – его Волю и его всемогущество. “Аллах творит, что пожелает ( Коран, сура 14:27). Природа Господа есть его воля. Все монотеистические религии придерживаются этой концепции – для того, чтобы быть единственным, Бог должен быть всемогущим. Но ашариты концентрировались исключительно на его неограниченном могуществе, противопоставляя его разуму. “Причины”, двигающие Богом человеку неведомы и непознаваемы. Его слова достаточно для сотворения или уничтожения, через его слово которое есть воля, а не выражение его разума (Логос). И потому, в сотворенном не отпечатывается его разум. Творение не может отражать то, чего в нем нет. Результат- во Вселенную не вложен рациональный порядок, на который возможно опереться. То что есть вместо этого – ежесекундная манифестация Божьей Воли.
Бог настолько могущественен, что всякая доля секунды – эквивалент чуда. Ничто не может вмешаться в этот миропорядок, ничто не может существовать самостоятельно, или вести полуавтономный образ жизни. В философии подобное воззрение называется “волюнтаризм” Его адепты отрицают существование вторичных причин, и считают что Бог первичен в любом проявлении реальности. Причинности не существует. Потому, то, что может показаться “естественными законами” – притяжения, физики и т.п. – на самом деле – не более, чем “привычки” или “обычаи” Бога, и он располагает полной свободой разрушить или изменить их в любой момент.
Через 150 лет после смерти Ашари, один из его последователей, аль-Газали, объяснял: “Природа полностью подчинена Богу. Она неспособна действовать самостоятельно, и она есть лишь инструмент в руках Творца: солнце, луна, звезды и элементы подчинены Богу и не в состоянии произвести что-нибудь сами. В этом мире ничто не может действовать спонтанно и отдельно от Бога”.
Можно было бы сказать, что в таком мире все случается в результате сверх естественных причин, но слово сверх естественное становится бессмысленным, поскольку в этом мире не может существовать естественное.
Чудеса, и то, что мы рассматриваем в качестве естественного порядка природы, находятся на одном уровне. Для мусульманского теолога все обычное чудесно и все чудеса естественны. Другими словами, любое “естественное” событие есть плод божественного вмешательства. Ели это так, то попытки объяснения природных феноменов превращаются в форму отсутствия набожности, если не богохульства.