Вторая схватка: Акль (Разум) против Накль (Традиционная вера)
Мутазилиты создали первую развитую теологическую школу ислама. Они говорили о приоритете морали, о способности разума познать мораль, о доброте и справедливости Бога и о необходимости свободы воли человека. Они представляли собой начало эллинизации исламского мышления, и на очень базовом уровне, применяли аристотелевские и сократовские концепции о том, что разум может познавать природу и вещи, и иметь о них определенное мнение. Их постулатом было утверждение о том, что душа человека “добра” изначально, и потому добро универсально.
Одна из проблем аккуратной оценки того, что думали и делали мутазилиты заключается в том, что в исламе принято сжигать книжки проигравшей стороны. Потому, до начала 50-х годов о мутазилитах было известно из писаний их противников (некоторые, ради того, чтобы подорвать это учение, описывали его с чрезвычайной скрупулезностью, лучшим примером является аль-Газали). В начале 50-х, однако, египетские историки обнаружили большое количество сохранившихся текстов одного из мутазилитских философов, Абд эль-Джаббара.
Учение сводилось к пяти принципам:
Тавхид – единство Бога – с точки зрения мутазилитов, множество атрибутов, присвоенных Богу традиционалистами, компрометируют принцип единства Бога. Васил ибн Ата писал: “Тот, кто утверждает, что наряду с Богом существует вечное качество, верит в двух богов”. Это было прямым обвинением оппонентов в политеизме, и политеизм есть самый страшный грех в исламе.
Божественная справедливость
Обещание и угроза – мутазилиты верили в то, что Бог обязан держать свое слов и наказывать зло
Промежуточная позиция – (мусульманин, совершивший большие грехи, не является праведником и занимает промежуточное положение между верой и неверием)
Обязанность творить добро и запрет на творение зла
Аль-Джаббар в своих трудах пишет о концепции Бога, как первопричины. Обозревая вселенную, человек приходит к выводу, что ничто в мире не совершается само по себе, и все имеет свои причины. Отсюда, разум человека подталкивает его необходимости существования Творца, беспричинной первопричины, В противном случае человек оказывается в ловушке бесконечной регрессии зависящих друг от друга причин, что (прежде всего, с точки зрения апологетов христианства) является логически невозможным. Другими словами, Бог не создает и делает все прямым действием. Не Бог причина того, что камень падает, но гравитация. Бог дает своим творениям некую степень автономии, которая имеет свой собственный набор правил. Бог создает каждую вещь вместе со свойствами, в соответствии с которыми она будет себя вести. Камень, лишенный поддержки всегда будет падать. Эти природные законы потому не являются диктатом главнокомандующего вселенной, но выражением его сути. В то же время, это не отменяет способности Бога превзойти законы природы – в этом случае происходит чудо.