Коран сам по себе не отрицает причинно-следственную связь, несмотря на то, что Коран объясняет большинство событий в качестве прямого исполнения воли Аллаха. Но, конце концов, Ветхий Завет рассказывает свою историю с тем же ударением на действия Бога, что не мешает христианам и евреям верить в причинно-следственную связь. Ашаритская теология, в том виде как она развилась в 9-12 веках, превращает это в проблему для современного ислама, из-за, того, что, грубо говоря, отрицание причинности превратилось в суннитскую догму и стало частью арабской культуры.
Закрытие исламского разума создало современный кризис и исламистский терроризм является лишь одной из его манифестаций. Проблема, однако, гораздо шире и глубже. Она включает в себя потерю исламом науки и перспективы самостоятельного развития демократического конституционного правительства. Это ключ к таким головоломкам, как ответы на следующие вопросы: почему арабский мир находится в нижних строках практически всех рейтингов человеческого развития, почему научное исследование в нем угасает, почему в Испании за год переводят за год больше книг, чем во всем арабском мире за последние тысячу лет, почему в Саудовской Аравии не верят в то, что человек высаживался на Луну, и почему мусульманская пресса называет природные бедствия, вроде урагана Катарина, возмездием Аллаха. Без понимания этой истории невозможно понять то, что происходит в мусульманском мире сейчас, и нельзя увидеть потенциальных тропинок возрождения. Это также поможет ответить на следующие вопросы: являются ли идеи, вдохновлявшие террористов 9/11, убийц в Лондоне, Мадриде и Мумбаи чем то новым, или лишь возрождением прошлого? Сколько в них ислама и сколько в них исламизма? Является ли исламизм деформацией, искажением ислама? Если это так, откуда пришла подобная деформация и почему ислам восприимчив к подобному роду деформациям?
Эта книга основана , главным образом, на цитировании первоисточников. Для тех, кто не знаком с исламской теологией это –шокирующий материал. Радикальный волюнтаризм (Бог, как абсолютная воля) и окказионализм (отсутствие причины и результата в естественном порядке вещей) которыми отличается суннитский ислам, невозможно найти в творениях западных философов после 18-го века и трактатов Дэвида Юма.
Для слишком многих в исламском мире реальность превратилась в неприемлемую из-за работ забытых теологов 9-12 веков. Причины этого необходимо уяснить, с тем, чтобы не питать беспочвенных надежд, и найти правильную тропу выздоровления. Многие мусульмане осознали это. В “Открытии заново мусульманского разума” лидирующий индийский реформист Рашид Шаз пишет: “Те, кто хочет начать все сначала, должны сначала принять фундаментальный факт – традиционный способ мышления ведет в никуда. Новый мусульманский разум – это минимум, с которого необходимо начинать. Без реактивации наших мозгов мы даже не сможем осознать природу и масштаб наших проблем”
Краткий перевод предисловия к книге Robert Reilly. The Closing of the Muslim Mind How Intellectual Suicide Created the Modern Islamist Crisis. 2010