Следует признать, что типичный боевик ISIS характеризуется “беспроигрышным” отношением к битве. Убивать в ходе джихада – высшее благо, быть убитым – открывает прямую дорогу в Парадиз.
Типичная операция ISIS выглядит так: танковое подразделение ISIS или мобильная колонна в 8-12 боевиков на трех джипах информируется через социальные сети – WhatsApp, Facebook или Twitter, или посредством sms, или же по радио о том, что она должна выйти в определенное место в определенное время. Мы первый раз наблюдаем, чтобы боевые подразделения использовали социальные сети для связи в ходе боевых операций. До начала боев ISIS распространяет через социальные сети пропаганду, цель которой – деморализовать противостоящую сторону – и военных, и гражданских. Оперативные и вспомогательные подразделения ISIS встречаются в назначенной точке в течение 2-3 часов с момента получения приказа. Затем около полутора часов обсуждается координация действий и логистика атаки.
Следует помнить, что механик-водитель ISIS обучен водить в ночное время, наводчик – стрелять по ночам, и у командира подразделения достаточно военных знаний для того, чтобы наилучшим образом разместить свои танки. Поэтому они предпочитают атаковать в самый уязвимый момент – как правило, сразу после утренней молитвы. В бой сначала идут танки и бронетранспортеры, затем пехота. Тактика зависит от того, насколько сильна оборона. В этих атаках ISIS удалось добиться значительных успехов в создании баланса между планом кампании и темпом боя. Высокий темп боя привычен для солдата ISIS, но, как правило, слишком высок для тех, кто им противостоит.
Как остановить ISIS и нанести поражение? Секрет в том, чего не хватает силам, воюющим против халифата в Ираке и Сирии – непосредственной авиационной поддержки, которая может быть предоставлена только в случае интенсивного взаимодействия между сухопутными подразделениями и ВВС. Удары коалиции, как минимум, ограничили наступление ISIS: близкая авиационная поддержка – при помощи вертолетов AH-64 или таких боевых платформ , как A-10 Thunderbolts могут создать условия для полной интеграции каждой воздушной миссии и маневров наземных сил, и положить конец ISIS.
Основной вопрос – как возглавляемая американцами коалиция может предоставить подобный уровень поддержки, и какой военный ноу-хау требуется от наземных сил.
Мы знаем, что спецназ стран коалиции принимает участие в операциях с тем, чтобы дать точные данные о целях. Но это участие ограничено. Каким может быть возможное решение?
Либо местные боевики, воюющие против ISIS должны овладеть такими техниками, применение которых требует высокого уровня военной подготовки, либо же специальные отряды сил коалиции будут посланы в каждую зону боевых действий, или в каждое крупное боевое подразделение должен быть направлен координатор взаимодействия с ВВС. Поэтому не удивительно, что самой горячей темой обсуждения в военных кругах сейчас является этот вопрос – кто предоставит близкую авиационную поддержку. При составлении стратегии ближней авиационной поддержки следует помнить о том, что на вооружении ISIS есть ПЗРК, что делает летящие на малой высоте и на малой скорости летательные аппараты уязвимыми для атак джихадистов.
Metin Turcan. How to defeat Islamic State’s war machine. Al-Monitor, October 14, 2014