Цены на нефть упали до невиданного с 2008 года уровня, и в этих условиях Саудовская Аравия рассматривается как один из центральных игроков. В то время как многие обвиняют ее в том, что она намеренно “опустила” цены с целью подрыва экономик стран-конкурентов, в первую очередь, Ирана, есть и те, кто указывает на то, что перспективы самого королевства в мире дешевой нефти, как минимум, смутны.
На этой неделе самый знаменитый саудовский миллиардер, принц Ал-Валид бин Талаль опубликовал открытое письмо саудовскому министру нефти, Али ан-Наими. Принц критикует министра, заявившего, что понижение цен на нефть “не является причиной для паники”. Принц называет падение “катастрофой, которую нельзя упускать из виду”. По его мнению, может быть нанесен прямой ущерб саудовскому бюджету.
Бин Талаль обвинил Наими в “отсутствии прозрачности и честности, необходимых для слуги Попечителя Двух Мечетей”. Принц пишет: “Министр сегодня в офисе – а завтра на пенсии, по своему желанию или без него, и то, что остается, кроме Аллаха – это отечество и его граждане”.
Принц указывает на то, что “простые подсчеты демонстрируют – при существующем уровне цен ущерб бюджету может составить 63 миллиарда риалов (16,8 миллиарда долларов) до конца текущего года. Принц говорит о том, что для финансирования дефицита придется лезть в суверенные резервы, и призывает кардинальным образом решить проблему зависимости от колебаний цен на нефть – путем диверсификации промышленности и источников доходов, развития солнечной и атомной энергетики и развитии не энергетических секторов экономики. По данным принца, 90% саудовского бюджета формируются за счет доходов от продажи нефти.
Теоретически, высокий уровень валютных резервов и незначительный внешний долг поможет КСА пережить период дешевой нефти. Но есть аналитики, которые в этом сомневаются. Бадр Джафар, высокопоставленный нефтяной чиновник из ОАЭ указывает на то, что и Эмиратам, и КСА, необходим высокий уровень цен на нефть для поддержания социальных расходов бюджета. Джафар считает, что арабские страны должны сделать все от них зависящее ради того, чтобы США и Канада не наращивали собственное производство. Он также считает необходимым сократить производство в ОПЕК ради подъема цен.
Филипп Ферлегер, глава энергетической консультационной фирмы, указывает на то, что арабы мало чего могут сделать в ситуации, которая от них не зависит – в условиях нефтяной лихорадки в Северной Америке, снижения спроса в Европе и Японии, а также в большинстве развивающихся стран.
С 2008 года производство нефти в США увеличилось на 70%. В результате Сауды вынуждены конкурировать на азиатских рынках с нигерийцами, а азиаты требуют снижения цены. Саудовская Аравия , как представляется, выучила урок 80-х, когда в подобной ситуации она пошла на снижение добычи. Результатом стало вытеснение ее с нескольких сегментов рынка, и их возвращение далось королевству большим трудом.
Гарри Росс, директор PIRA Energy Group говорит: “Они примут более низкие цены. Это очень удобно, потому что происходит как раз в то время, когда Иран усиливается, а Россия, гигантский экспортер нефти, помогает Асаду”.
Жан-Франсуа Сежнек экономист из университета Джорджауна, соглашается: “Реально пострадает Иран, и мне интересно, до какой степени Сауды замешаны в снижении цен, с тем, чтобы вынудить Иран к уступкам”.
По материалам: New York Times, Saudi Gazette