Президент Турции Эрдоган сообщил, что его страна переживает “чрезвычайно трудный период истории”. Практически во всех крупных турецких городах произошли мятежи и столкновения с силами правопорядка, в результате чего убиты уже более 30 человек.
Эрдоган выступил с горькой критикой своих противников во время торжественного открытия одного из недавно завершенных проектов в его родном городе Риз, на черноморском побережье.
Эрдоган считает, что за всем эти видны несколько щупалец международной конспирации против Турции, и сказал, что сирийский режим стремится ввергнуть Турцию в кровавый хаос 90-х, под предлогом атак против ISIS и спасения Кобани.
Эрдоган, как представляется, попал в ловушку с Кобани. Он проигрывает по любому – и в случае если откажется воевать против ISIS, и в случае, если поддавшись американскому нажиму, начнет сухопутную операцию против джихадистов. В первом случае он теряет поддержку 20 миллионов курдов, живущих в Турции – в дополнение к серьезным проблемам с американцами и арабскими союзниками, альянсом, к которому присоединились уже более 50 стран. В случае, если он решит вмешаться, под угрозой терроризма окажется одна из дойных коров экономики страны – туристическая отрасль. В Турции создана сеть поддержки ISIS, и среди боевиков организации – минимум 2 тысячи турок.
В Случае с Сирией, как представляется, Эрдоган, несмотря на весь свой политический опыт, допустил непростительный просчет. Он недооценил силу сирийского режима, сумевшего сплотить вокруг себя армию и значительную часть населения – в тот период, когда армии других арабских государств – Ливии, Йемена и Ирака – рушились одна за одной.
Абдель Бари Атван, главный редактор Al-Rai al-Youm, размышляя о невзгодах Эрдогана, приходит к выводу о том, что вся сирийская война была не более, чем заговором Запада против “успешного эксперимента по скрещиванию ислама с современностью” автором и иконой которой и является турецкий президент.
Атван пишет: “Президент Эрдоган провел успешный эксперимент по скрещиванию ислама с демократией, провел настоящую административную революцию, поставил превыше всего ценности труда и производительности, результатом чего стал невиданный экономический бум, породивший зависть и на Западе, и на Востоке. Поэтому неудивительно, что такой успех привел к появлению конспирации, в которой объединились Запад и Восток, и целью их является разрушение данной модели и демонстрация того, что этот путь ведет к краху, Этот крах уничтожит еще один оплот, стоящий на пути западного колониализма, рвущего на части и унижающего арабские и исламские нации. История покажет – если не нам, то нашим детям, как Запад тщательно спланировал этот заговор, заговор против Турции, которая давно отказалась от войн и интервенций, провозгласила политику “нулевых проблем” в отношениях с соседями – доктрину, которая была хребтом ее внешней политики при Эрдогане.”
Атван завершает свою статью следующим пассажем: “Сирийский кризис начался с того, что силы режима открыли огонь по демонстрантам. Кризис в Турции открывается подобным сценарием, количество смертей схоже в обоих случаях. В двух странах существуют разные системы, и турецкая демократия отличается от сирийской диктатуры, но в 2011 никто не ожидал, что сирийская война продолжится три с половиной года, и нам остается только надеется на то, что Турция не вернется к хаосу девяностых”.