Заключение: Месть за 1993
Это переплетение повествований и сетей должно напомнить нам другую историю – столкновение президента Бориса Ельцина и российского парламента в октябре 1993. Украинский кризис – новый поворотный пункт для русских националистов. Это – их самое важное сражение с октября 1993, когда они защищали парламент от роспуска Ельциным. Впервые с этого времени националисты могут похвастаться делами, а не речами. Схожие идеологические группы могут быть идентифицированы в 1993 и в 2014, переплетая “красное”, “белое” и “коричневое” течения российского национализма. Прекратившее свое существование Русское Национальное Единство даже восстало из пепла по этому случаю. В обоих случаях боевые группы националистов хвастаются прямым патронажем среди важных фигур в службах безопасности и армии. Изборский Клуб выделяется в качестве идеологического наследника Верховного Совета, и пытается сформулировать последовательную политику на базе разнообразных националистических доктрин. Политическое православие и православные “бизнесмены”превратились в модифицированное наследие “Памяти”, которая была символом крайне-правых в последние годы советской эпохи.
Новороссия может создать эффект бумеранга. Если донбасская инсургенция завершится крахом, Путин столкнется с возвращением националистических групп, на протяжении месяцев ведших ничем неограниченную идеологическую войну и увенчанных мертвыми шахидами. В распоряжении этих групп будет несколько тысяч человек с богатым боевым опытом. Пока неясно, как Москва может подготовится к возвращению этих боевиков. Она может прибегнуть к административным репрессиям – скорее дорогостоящей мере, которая, к тому же, будет иметь негативное влияние на общую “патриотическую” атмосферу. Альтернативным вариантом является инкорпорация этих людей в некие военизированные формирования, наподобие казачьих частей. Многие из боевиков уже сейчас считают, что Путин предал их – и это подтолкнет их в ряды сопротивления режиму. Если же инсургенция победит, и Украине будет навязан автономный Донбасс, то Кремлю придется иметь дело с вассальным режимом, который является куда более националистическим чем тот, что существует в Приднестровье.
В конечном счете, главный эффект бумеранга возникнет не на уровне инсургентов, но на уровне идеологических пестователей Новороссии. И Изборский Клуб, и “политическое православие” поднялись на новую ступень в российском политическом пространстве и культивируют сети влияния в государственной иерархии. Они надеются на то, что им удастся превратить национализм, в одном из его доктринальных контекстов, в новую государственную идеологию России.
Marlene Laruelle. Novorossiya: A Launching Pad for Russian Nationalists. PONARS Eurasia, 09-2014