Евразийский идеолог Александр Дугин предпочитает концентрироваться на территориальных аспектах. В апреле 2014 Дугин констатировал, что он видит в украинском кризисе рождение Великой (Большой) России, которую он приравнивает к “русскому миру” и русской цивилизации. Как представляется, территория Большой России более или мене совпадает с территорией Российской Империи и Советского Союза. На прямой вопрос Познера о территориальных границах Большой России Дугин ответил, что исключил из нее страны Балтии и Западную Украину, но включил Южный Кавказ, Среднюю Азию, восточную Украину и Приднестровье. С концепцией Большой России Дугин пытается слить воедино две главные кремлевские внешнеполитические доктрины – Евразийского Союза и Русского Мира. Это позволяет русифицировать концепцию Евразии, которую слишком часто рассматривают в качестве предательства русских национальных интересов в угоду отсталой и убогой периферии, и потому не отставать от нарастающей ксенофобии российского общественного мнения.
“Белая” Новороссия
“Белый” подход к Новороссии рассматривает донбасскую инсургенцию в качестве средства возрождения и обновления политического православия. Оно, в свою очередь, должно подтвердить статус России в качестве оплота консервативных ценностей и христианства, и, для многих приверженцев данных взглядов, популяризовать идею новой монархии. Эта идеология рассматривает православие и как цивилизационный принцип, , который отличает Россию от других стран, и как политическую ценность, резонирующую с существующим режимом. Во многих смыслах, оно черпает вдохновение в черносотенцах – крайне-правом движении, созданном во время революции 1905 года, которое защищало наиболее реакционную автократию, отказывалась от либерализации политического режима , организовывало погромы и отличалось крайней степенью анти-украинства.
Многие группы, подхватившие идею Новоросси приняли политическое православие в качестве своего главного кредо. Ультра-консервативные православные мотивы получили чрезвычайное развитие на местах – в восточной Украине, в частности, в рядах Русской Православной Армии, и среди ее сторонников в России. Все политические православные группы пропагандирующие Новороссию имеют личные связи с высокопоставленными священнослужителями Московской Патриархии, который прямо и косвенно участвует в раздувании мятежа, а также с “православными бизнесменами” типа Константина Малофеева. Все используют царскую символику, включая портреты Николая II и его семьи, и утилизируют открытые или закамуфлированные антисемитские нарративы.
Российский имперский флаг часто можно увидеть в зоне боев в Новороссии или на встречах ее почитателей в России. В августе 2014 прежний флаг Новороссии, красно-голубой, на манер флага царского флота был переведен в новую , более низкую категорию военного символа, в то время как российский имперский бело-желто-черный триколор был объявлен “государственным флагом”. Сепаратистские власти сообщили, что адаптация нового флага должна “интегрировать нашу собственную историю в в исторический курс российского государства”. Позитивные воспоминания о царистском прошлом России необычайно раздуваются в новороссийском мифодельческом процессе.