Турция стоит на пороге глобального изменения, возможно, наиболее опасного во всей ее новейшей истории.
Президент Эрдоган требует от парламента выдать правительству мандат на интервенцию и в Сирии, и в Ираке, формально – под предлогом борьбы ISIS и присоединения к международной анти-треррористической коалиции во главе с США. Парламент, в котором большинство мест принадлежит сторонникам Эрдогана, скорее всего, такой мандат даст. В связи с этим возникают два вопроса: почему Турция, до сего дня проявлявшая крайнюю осторожность в вопросе войны против ISIS, внезапно решила сблизиться с альянсом, и второй, связанный с первым – какую цену запросил Эрдоган за драматическое изменение своего подхода?
Турецкие журналисты, сопровождавшие Эрдогана во время его пятидневного визита в Нью-Йорк на сессию Генассамблеи, говорят, что вопрос об участии Турции в войне против ISIS был решен в ходе нескольких встреч за закрытыми дверями с вице-президентом США Джо Байденом.
Турецкий план якобы состоит из трех пунктов:
Установление бесполетных зон на севере и юге Ирака и вдоль сирийско-турецкой границы ВВС Турции и силами международной коалиции.
Кампания бомбардировок ВВС Турции зон, находящихся под контролем ISIS в Сирии – Ракка, Дейр эз-Зур и курдский пояс на границе с Турцией, с последующим сухопутным вторжением и оккупацией указанных районов турецкими войсками.
“Окончательное решение сирийского вопроса” – создание нового правительства на руинах существующей сегодня политической системы. Из сирийской оппозиции будут выделены элементы, верные альянсу. Будет создана новая сирийская армия, подразделения которой будут обучены на территории Турции, Иордании и Саудовской Аравии. Применяемые при отборе средства будут подобны тем, которые уже был использованы при создании структур безопасности и президентской гвардии Палестинской автономии. Эту задачу контролировал и продолжает контролировать американский генерал Джон Дэйтон. В случае Палестины потенциальных рекрутов проверяют четыре службы безопасности – американская, иорданская, палестинская и израильская. Первое подразделение новой сирийской армии в составе 5 тысяч человек пройдет обучение на базах в КСА.
Эрдоган якобы сказал журналистам, что все требования Турции о присоединении к коалиции были выполнены. Главной “наградой” за турецкую интервенцию против ISIS станет свержение Асада.
Следует отметить, что подобное поведение отличается от прежнего турецкого опыта в случае “гуманитарных интервенций”. Турция отказалась участвовать в иракской войне 003 года, и во время войны против режима Муамара Каддафи в Ливии согласилась войти в коалицию только под очень серьезным давлением со стороны других членов НАТО.
В сети появились сообщения, что первый шаг уже сделан – турки позволили странам коалиции использовать базу Инчирлик для атак против Сирии.