Одной из многих непривычных для западного человека особенностей российского рыночного ландшафта является то, что рекламное время не продается напрямую. Вещатели продают его оптом посреднику, вроде Video International, а тот уже перепродает его рекламодателям.
Med Media – крупный держатель акций Video International, и ему принадлежит 20% акций. Но в доме на улице Карпатоу не найти штаб-квартиры воротил российского рекламного рынка. Хозяйка, Агати Зинонас, никогда не слышала о Med Media , также как и о других компаниях, прописанных здесь.
Она говорит: “Каждый день приходят мешки с почтой – из России, Болгарии, Румынии. Все что приходит, я отдаю сыну. Он недавно отсюда съехал”.
Попытка понять корпоративную структуру Video International требует от нас вернуться в 2011 год. Тогда, согласно интервью генерального директора этой компании, Банк Россия и несколько его партнеров купили ее.
На пике, Video International контролировал 70% контрактов на телевизионном рынке, но за несколько месяцев до продажи правительство спешно протащило новый антимонопольный закон, по которому вещателям было запрещено пользоваться услугами компаний, контролирующих более 35% рынка. Video International пришлось отказаться от многих своих контрактов.
Но то, что выглядело как фиаско для Video International, оказалось призом для Банка Россия. Новый закон резко понизил стоимость компании – а вместе с ней и цену, которую за нее просили. Новые хозяева сумели нажиться на “потерянном” бизнесе. В то время как многие рекламодатели стали размещать рекламу напрямую, они продолжали платить Video International за “консультационные услуги” и “программное обеспечение”. Примером может быть компания CTC Media, которой частично владеет дочернее предприятие Банка Россия. CTC Media продолжает платить Video International 80 миллионов долларов в год – за консультационные услуги.
Обозревая исполнение нового антимонопольного закона, господин Алексашенко, бывший заместитель министра финансов, комментирует: “Мои друзья получают все, а мои враги получают по закону”.
Владеет ли Банк Россия Video International – никто не берется сказать с определенностью. На бумаге одно из его дочерних предприятий владеет 15% акций. Остальное погребено в оффшорах – вроде Med Media.
Кипр – один из крупнейших оффшорных центров в мире. На Кипре одна из самых низких ставок налога на корпорации в Европе и законодательство, позволяющее иностранцам зарегистрировать компанию в течение считанных дней. Здесь зарегистрированы около 270 тысяч компаний, большая часть – пустышки, созданные с целью уклонения от налогов и сокрытия личностей реальных владельцев.
Сын госпожи Зинонис, Зинон Зинонис значится директором Med Media. Он работает администратором в адвокатской конторе t Scordis, Papapetrou & Co. . Один из владельцев, Макис Хрисомилас, говорит, что фирма обычно предоставляет для регистрации компаний клиентам либо свой собственный адрес, либо адрес одного из сотрудников. Он говорит: “Мы представляем интересы 4000 или 5000 корпораций”. Ему трудно выдумывать названия. Он пользуется кличками породистых лошадей, выставляемых на аукционы в США. Он также дает им названия улиц в Лондоне и других европейских столицах.