Речь идет, в первую очередь о Джабхат ан-Нусра и ее отростке – Сети Хорасан. Две недели назад о Хорасан никто ничего не слышал – до 20 сентября, когда глава американской разведки Джеймс Клэппер неожиданно сообщил что группа, о существовании которой стало известно 13 сентября “в смысле непосредственной угрозы Америке может представлять большую угрозу, чем ISIS “.
Из американских объяснений стало ясно, что речь идет не о новой организации, а о террористическом звене, образовавшемся/отпочковавшемся от Джабхат ан-Нусра. Звено организовано в Сирии из ветеранов первоначальной Аль-Каиды. В Сирии оно занималось разработкой новой тактики террора и подготовке атак “волков-одиночек” на Западе из числа джихадистов с гражданством западных стран.
Личности, прибывшие в Сирию и организовавшие Сеть Хорасан, имели две общие важные отличительные черты. Они напрямую подчинялись лидеру традиционной Аль-Каиды Айману аз-Завахири и они сбежали в Иран во время американского вторжения в Афганистан. Это – весьма мутная страница истории современного джихада, о которой и новоявленные “шиитские партнеры” американцев предпочли бы не вспоминать.
Слово Хорасан не имя организации, и не экзотическая аббревиатура. Под ним подразумевается древний исторический исламский термин, которым описывается мусульманский “Дальний Восток” – Афганистан-Иран-Пакистан. Группа, скорее существует в качестве обозначения структуры внутри Джабхат ан-Нусра и необходима американским аналитикам для того, чтобы отделить ее от “основного” вида деятельности данной организации – войны с Асадом.
Лидером сети является (скорее являлся) весьма любопытный индивид по имени Мохсен аль-Фадли. По сведением в арабской прессе, в ходе атак 23 сентября в Мохсена попал Томагавк, но подтвердить или опровергнуть эту информацию пока никто не в состоянии. Фадль был известен под именем Абу Асма аль-Хорасани.
Мухсен аль-Фадли – кувейтский шиит. Он попал под влияние Аль-Каиды и принял суннитский ислам. В 2000 году он стал телохранителем Усамы бин Ладена. Он был одним из наиболее известных “афганских арабов”. Среди прочего, он участвовал в подготовке теракта против французского судна у берегов Йемена в 2002 году. Он был оправдан кассационным судом Кувейта “из-за отсутствия состава преступления, совершенного в территориальных пределах Кувейта”. Этот приговор, возможно, объясняется добрыми отношениями, сложившимися у Мохсена с Асби аль-Фаадом, бывшим офицером кувейтской армии, который стал главой аппарата государственной безопасности Кувейта.