В случае с Leopard 2 Берлин якобы уведомил о контракте и Вашингтон, и Тель-Авив, и получил согласие от обоих. Логика в данном случае может быть такой – усиление КСА выгодно и Израилю и США в случае военного противостояния с Ираном. Согласие Израиля было главным аргументом сторонников заключения контракта во время дискуссии с его противниками внутри германии.
В контексте Арабской Весны все, однако, стало выглядеть совершенно иначе. Единственная операция, проведенная саудовской армией с тех пор – подавление шиитского мятежа в Бахрейне и оккупация Бахрейна показывают направление, в котором будет использовано западное и германское оружие. При этом не следует забывать, что последние модификации Leopard 2 специально разрабатывались под бой в городских условиях.
После того, как старые запреты были прорваны, среди германских клиентов можно обнаружить весьма неожиданных – например, Алжир. Это государство является главным направлением германских продаж в 2013 году, если не учитывать НАТО и Израиль. С Саудовской Аравией подписан новый контракт – на поставку 1400 ракет воздух-воздух, и более сотни патрульных катеров. Катар, вооружение которого традиционно было привилегией французов, покупает 86 танков Leopard 2. Египет в 2011 купил две германских субмарины, и в 2013 – еще две. В итоге, германский военный экспорт в страны, не являющиеся членами НАТО вырос на 38%, и намного превосходит экспорт в Европу.
Все это сопровождается отказом от политики летаргической самокастрации, более известной под названием “доктрина Геншера” – отказ продавать оружие в регионы, где идут боевые действия, и отказ от участия бундесвера в операциях за пределами Германии. Началом стало активное участие немцев в Афганистане, и решение о поставках оружия курдской пешмерге лишь закрепляет этот тренд.
MARC CHER-LEPARRAIN. En silence, les armes allemandes à la conquête du Proche-Orient, Orient XXI. 19 Septembre 2014