И это подталкивает к единственному возможному умозаключению: если есть некая надежда на победу в такой войне, то она опирается на масштабное использование услуг частных военных подрядчиков. На пике иракской войны эти фирмы наняли сотни тысяч людей – солдат и ветеранов спецназа, компьютерных гиков, специалистов по логистике, следователей и даже поваров. С течением времени часть этих контрактников превратилась в символ всего того, что считается неправильным в иракской войне – в комплекс чрезвычайно дорогих, неэффективных и равнодушных к иракской жизни действий. Наемники были в центре всех скандалов иракской войны – от Абу Грейб до площади Ниссур. И именно похищения наемников из Blackwater стало причиной крупнейших сражений в Ираке.
Корреспондент издания The Daily Beast поговорил с пятью крупнейшими подрядчиками иракской войны. Ни один из них не ожидает возвращения к былым масштабам. Но каждый из них говорит о том, что война против ISIS открывает “большие перспективы” – и для них, и для Обамы, который может использовать частные армии для того чтобы скрыть, как много людей участвует в этом новом конфликте.
Роджер Карстенс, бывший офицер спецназа и контрактник, обучавший правительственные силы в Афганистане и Сомали указывает на особые возможности для фирм, специализирующихся на инструктаже и подготовке. Обама потребовал у Конгресса авторизовать закон о выделении 500 миллионов долларов на подготовку сирийских мятежников на территории Саудовской Аравии. Это – часть пакета в 5 миллиардов долларов, который Обама намерен выделить на подготовку новой “войны с террором” – руками американских союзников в регионе.
Возбуждение среди частных подрядчиков началось уже в начале июля, когда Пентагон объявил о двух важных проектах. Первый – строительство десяти станций VSAT. Станции используются американцами для того, чтобы предоставить военным на всей территории Ирака передовые оперативные базы с доступом к быстрому интернету и голосовой связи. Пентагон говорит, что речь пока идет не о тендере, а об “инструменте измерения интереса среди частных фирм к такому проекту”. Второй проект – куда более определенный и интересны – “”инструкторы и советники для для министерства обороны Ирака и контр-террористической службы Ирака”. Подрядчики излучают оптимизм, и говорят о приходе новой эры – после нескольких лет сжимавшихся на глазах бизнес-возможностей.
В 2008 году на американское центральное командование ( в состав которого входили театры военных действий в Ираке и Афганистане, а также Йемен, Сомали и Пакистан) работали 242 558 контрактников. Эта цифра сжалась до 66 123 в июле этого года, причем лишь 14 364 работают за пределами Афганистана. Но это – лишь часть картинки. США работают с наемниками и по другим каналам, необязательно через Пентагон. В 2011 госдепартамент заключил контракт на сумму 1,5 миллиардов долларов с частной компанией Triple Canopy – на обеспечение безопасности аэропорта Багдада, американских дипломатов и американских граждан в Ираке. Позднее аудит выяснил, что госдепартамент переплатил миллионы долларов.