Раввин Мариуполя полагает, что многие члены еврейской общины уедут в Израиль и в более безопасные области Украины.
Несмотря на временное прекращение огня между украинской армией и поддерживаемыми Москвой сепаратистами, сотни евреев бежали из стратегического портового города, по словам раввина Коэна.
Раввин Мендель Коэн в своем интервью газете The Jerusalem Post, данном во вторник, заявил, что город, обстреливаемый несмотря на перемирие, покинули не только члены его собственной общины, но и те евреи-беженцы, которые нашли в нем убежище, спасаясь от террористов.
Население довоенного Мариуполя насчитывало до полумиллиона жителей, в то время как в Донецке проживало около миллиона.
Коэн, который находился в Израиле с начала месяца, сказал, что местные общественные организации помогли “сотням” евреев покинуть прифронтовой город, находящийся непосредственно на линии наступления ополчения Донбасса, поддержанного российскими войсками.
Община работает над тем, чтобы найти своим подопечным жилье в других городах, в том числе в Днепропетровске, Одессе, Киеве и Житомире, где функционирует импровизированный центр беженцев в переоборудованном летнем лагере; общинные автобусы вывозят тех, кто хочет уехать в Житомир и Днепропетровск, а также эвакуируют семьи детей, посещающих еврейский детский сад. Эти дети будут оставаться в Житомире на срок до 10 дней, прежде чем будут изучены перспективы возвращения, пояснил раввин. Из тех же, кто бежал из Донецка в Мариуполь, сказал он, возможно, останется с десяток человек.
Более 100 еврейских семей из Донецка прибыли в Мариуполь за последние недели вместе с Пинхасом Вышедским, донецким раввином.
Оба рава – граждане Израиля, куда Вышедский вернулся на этой неделе, чтобы отметить брит-милу своего внука. Он подтвердил продолжение исхода своих прихожан. По словам раввина, из десятитысячной довоенной общины Донецка в городе остаются от нескольких сотен до тысячи евреев. По крайней мере один еврейский лидер из Киева, говоривший на условиях анонимности, оспорил эту цифру, намекнув, что гораздо большее количество евреев оставалось в осажденном городе.
Невозможно проверить данные о численности евреев с учетом быстрой миграции, порожденной войной и общими трудностями, связанными с оценкой еврейского населения в постсоветских государствах.
Коэн и Вышедский сказали, что невозможно предположить, какие последствия текущий конфликт будет иметь с точки зрения перспектив восстановления их разбросанных общин, но оба уверены, что они были бы в состоянии взять на себя такую ответственность. Хотя пока еще рано рассуждать о том, на что будут похожи восстановленные общины, Коэн выразил мнение, что чем больше война затянется, тем меньшее число евреев вернется.
Многие жители уедут в Израиль или присоединятся к еврейским общинам в более безопасных районах страны, сказал он. Учитывая то, как Мариуполь переходил из рук в руки от повстанцев к армии в течение последних месяцев, его жители, и евреи в том числе, провели большую часть времени в страхе, но не из-за своей религиозной принадлежности, сказал Коэн , добавив, что община стремилась остаться вне политики и сосредоточиться на оказании помощи своим собратьям. В отличие от мариупольцев, вынужденных соблюдать политкорректность в преддверии повторного захвата города сепаратистами, в Днепропетровске, de facto координирующем деятельность общин на пылающем Востоке, мнения более категоричны.
Сайт DJC (Еврейская Община Днепропетровска) сообщает: “Евреи Мариуполя, после освобождения города силами Национальной Гвардии и вооруженных сил Украины в середине июня, вернулись к мирной жизни и активно помогают беженцам. Сейчас именно Мариуполь стал главным центром возрождения Приазовья и всего Донбасса, и, как в других городах Украины, под родным желто-голубым знаменем возрождаются и развиваются общины всех национальностей.
О том, как живется прихожанам мариупольской еврейской общины под чистым и мирным небом, и как евреи Мариуполя помогают беженцам из тех городов Донбасса, где все еще бесчинствуют сепаратисты и вооруженные бандформирования евразийцев, нашему сайту рассказала пресс-секретарь общины Алиса Ростовцева:
“То, что сейчас происходит в мариупольской общине, нельзя назвать “восстановлением”, ибо непосредственно в общине разрушено ничего не было – в отличие от многих других городских зданий и структур. Это скорее развитие, потому что сейчас Мариуполь принимает беженцев из городов, продолжающих находиться в зоне боевых действий, в том числе и евреев, которым помогает синагога, и наша задача – обеспечить им не только крышу над головой, но и комфортное пребывание здесь, возможность познакомиться с общиной, городской инфраструктурой, освоиться на новом месте.”
Аарон Кагановский, 29-летний активист мариупольской общины и отец двоих детей, ныне живущий в Днепропетровске с женой и детьми, признался, что бежал из-за ракетно-артиллерийских ударов, но сейчас планирует оставить семью в Днепропетровске и попробовать вернуться в Мариуполь, чтобы проверить ситуацию на себе.
Некоторое количество мариупольских евреев были ранены в боях и пострадали от боевых действий за последние несколько месяцев. Так, в ночь на 17 августа пророссийскими активистами при штурме воинской части МВД был застрелен мирный житель Мариуполя Александр Авербах. Сепаратисты отрицают свою вину в случившемся, кивая на “неизвестных провокаторов”. Между тем обе стороны конфликта обвиняют своих оппонентов в антисемитизме.
Материал подготовлен Николаем