Термин “менеджмент свирепости” определен в трактате Абу Бакра ан-Наджи и относится к перерыву, хиатусу между исчезновением одной господствующей силы и возникновением другой. Предполагается, что в этот период сохраняется определенный уровень хаоса, и что оспариваемые территории будут опустошаться в ходе колебания маятника победы в пользу той или иной стороны – уходящей власти или власти новой (Исламского Государства).
В этот период у Исламского Государства будет существовать набор ограниченных целей: достижение и поддержание внутренней безопасности, фиксирование границ, кормление населения, установление шариата и системы исламской юриспруденции, и, наиболее важно – создание “сражающегося общества” на всех уровнях внутри общины.
Согласно “Менеджменту Свирепости” в этот период потребуется полная элиминация всех шпионов, а также “запугивание притворщиков и лицемеров доказательствами их лицемерия и другими средствами с тем, чтобы они раскаялись, чтобы они забыли или спрятали свои мнения, и выполняли указания властей, и чтобы их злобные деяния были остановлены”.
Другими словами, любое продвижение на Багдад, о котором Да’иш продолжает говорить, вряд ли произойдет до того момента, как в зонах, уже находящихся под контролем, не будет гарантирована безопасность.
Этот же период характеризуется “разграблением финансовых ресурсов” в целях “проекта”. Смысл в том, что Да’иш желает стать финансово независимым. И в самом деле, это совершенно ясно видно их характера действий движения в Сирии (захват нефтяных месторождений, разграбление складов Сирийской Свободной Армии и продажа в Турции большей части индустриальной инфраструктуры Алеппо).
Но вторая фаза также, самым зловещим образом предусматривает “резню врага таким образом, чтобы внушить ему смертельный ужас”. В трактате специально ссылаются на компаньонов Пророка, которые “жгли людей, несмотря на то, что это гнусно – но таково требование жестких времен”.
Автор “Менеджмента Свирепости” без обиняков сообщает, что места для “мягкости” нет: “Мягкость – ингредиент провала. Наши враги нас не пощадят, и потому мы должны их заставить тысячу раз подумать, прежде чем они атакуют нас”.
И здесь мы наблюдаем вторую ключевую концепцию Заркауи: прочтение кампаний первого халифа Абу Бакра идеологами ISIS. Оно подчеркивает (и пытается узаконить) необходимость “грубого насилия” в переходный период, когда исламская мощь еще не консолидирована полностью. В именно такой момент, сразу после смерти Пророка, несколько арабских племен отказались платить Абу Бакру закат. Они утверждали, что их присяга верности Пророку (в полном соответствии с арабской племенной традицией) истекла после его смерти. Это породило брутальные войны Ридда ( войны с вероотступниками).
То, что важно здесь – узкая конструкция вероотступничества, определение, которого Да’иш придерживается очень жестко.