Мы живем в экстраординарную эпоху. Экстраординарные вещи творятся в Ираке (и в исламском мире). Происходит молниеносный захват “суннитских территорий” от Сирии до Ирака. Этот символизм имеет мощные параллели с ранней историей ислама. Холодная беспощадность военной стратегии ISIS потрясла и породила обожание суннитского мусульманства по всему свету.
И это обожание разделяют многие, очень многие в Ираке и в государствах Залива. Оно также приводит в ужас: сердце содрогается при виде этого марша палачей. Пьянящая, наполненная адреналином смесь ужаса и эйфории, ощущения того, что события каким-то образом повторяют само начала рассвета Исламской Империи падает на удобренную почву.
По всему Ближнему Востоку и Африке аграрные несчастья и салафитское раздувание костра ненависти, основанной на восприятии суннитами самих себя в качестве “жертв”, узурпаторское правление и сопровождающие его конфликты создают огромную уязвимость для заражения этой новой коллективной лихорадкой, имя которой Да’иш (ISIS).
Да’иш (ISIS) – не Аль-Каида, это не союзник, не отросток и не франшиза Аль-Каиды. После краткосрочного флирта он отделен и стоит в прямой оппозиции Аль-Каиде (но действует на основании писаний Абдуллы Аззама, одного из ключевых интеллектуальных влияний на Бин Ладена).
Аль-Каида возникла из мифа. Мифа о том, что СССР “взорвался” из-за муджахеддинов Афганистана. Из-за войны с героями афганского джихада, в этой версии видения мира, разделяемого множеством современных мусульман, советский колосс надорвался и перестал существовать. Именно анализ уязвимости СССР Абдуллой Аззамом подвел к выводу о том, что возможно повторение подобного процесса – с США. Такой исход продемонстрирует правоверным хрупкость и сверхдержавы – и они потеряют страх перед ней.
Бин Ладен понимал, что для достижения такой цели мусульмане должны быть едины (то есть, сектантсво не должно поощряться). Для него война на истощение была направлена против “дальнего врага” через глобальные акты “шока и трепета”.
Доктрина Заркауи (“заркауизм”, так мы в общих чертах определим идеологию ISIS по имени основателя первого “исламского государства” в Ираке) выросла из других корней: Это не была грандиозная схема по подрыву США, это было выражение отчаяния и беспросветности (глубоко засевших в сознании вытесненного и обнищавшего класса суннитской периферии), это движение произрастает из чувства утраты суннитами привилегий, власти, чувства того, что государство принадлежит им – и всех связанных с этим прав. Им движет чувство глубокой ненависти и желание отомстить “узурпаторам”. Сюда прибавляются признаки классовой войны – деревня против городской космополитской элиты. Но над всем этим возвышается вбитое веками, въевшееся в сознание суннитов ханжество: ненависть к “другим” – и, в первую очередь, к шиитам и Ирану.