Политика прямого взаимодействия между силами безопасности и контрабандистами в Сирии имеет свои преимущества. В сирийских условиях это создает ценную экономическую “подушку безопасности”, предоставляющую поток наличности и работу для местного населения – на фоне общего экономического упадка.
В некоторой степени, это предоставляет правительству в Дамаске возможность не тратить и без того недостаточные ресурсы на развитие приграничных провинций, удаленных от центра страны, и, с помощью контрабанды, перевести их на своеобразное “самофинансирование”. С точки зрения структур безопасности, тесные связи с контрабандистами и торговцами предоставляет возможность сбора ценной разведывательной информации в приграничной зоне. Эта же система позволяет энергично отлавливать контрабандистов-одиночек, поскольку их действия означают потерю дохода для государственных чиновников.
Существует, конечно же, и обратная сторона медали. Приостановить торговлю любым видом товаров – например, джихадистами, практически невозможно. Такой попытке будут сопротивляться и контрабандисты, и местные чиновники, и это сопротивление трудно сломить – в том числе, и из-за расстояния от центра до границы. Дейр эз-Зур находится на расстоянии 650 км от Дамаска, Абу Камель и переходы в Синджар – еще дальше. Принимая во внимание тот факт, что наблюдать за поведением чиновников на таком расстоянии затруднительно, а заинтересованные образования, например. “Аль-Каида”, располагают значительным финансовым ресурсом, любой кампании по “прекращению контрабанды” или наведению порядка на границе будет предшествовать утечка информации. Более того, вертикальная интеграция контрабанды, с покровителями в Дамаске, означает, что сопротивление будет оказано и в центре. Подобная динамика ограничивает как масштаб, так и эффект любого усилия по прекращению контрабанды.
Чистым результатом подобной социальной и политической динамики было спазмотическое, но эффективное сотрудничество сирийских властей и военного командования коалиции в Ираке – но исключительно в отдельно взятых случаях. Подобные случаи сопровождаются широко распропагандированными, но не эффективными усилиями по “общему прекращению контрабанды”. Наиболее ярким примером стал проект реставрирования пограничной траншеи, разделяющей Сирию и Ирак. Вдоль траншеи на регулярных интервалах были выстроены бетонные блокпосты. Блокпосты охранялись командами из трех призывников каждый. У защитников блокпостов нет никаких средств связи и приборов ночного видения. В случае возникновения проблем они должны стрелять в воздух. Это должно привлечь помощь с соседних блокпостов или из-штаб-квартиры сектора. Еда, вода и припасы сбрасываются блокпосту раз в 10 дней с грузовика. Призывники, как правило, из центральных районов страны, не желают нарываться на неприятности, и посему предпочитают закрывать глаза на происходящее и крайне редко покидают посты. Контрабандисты не рассматривают ни траншею, ни посты в качестве сколь-нибудь серьезного препятствия бизнесу.
По материалам: Al-Qa’ida’s Foreign Fighters in Iraq A First Look at the Sinjar Records Jan 02, 2007 Authors: Brian Fishman, Joseph Felter
Bombers, Bank Accounts and Bleedout al-Qa’ida’s Road In and Out of Iraq Jul 22, 2008 Authors: Brian Fishman, Jacob Shapiro, Joseph Felter, Peter Bergen, Vahid Brown
Первоначально опубликовано 05.12.2012