Менее объемные грузы – сигареты, медикаменты, горючее, алкоголь, золото, оружие и потребительская электроника чаще перемещаются через КПП, что подразумевает оплату услуг пограничников или участие в более глобальной, прикрытой из Дамаска , схеме. Это увеличивает стоимость транспортировки, но сокращает вероятность внезапного столкновения с излишне рьяным чиновником, что автоматически увеличивает объем взятки. Товары перемещаются в модернизированных в приграничных гаражах джипах и частных автомобилях, превращенных в цистерны или грузовики.
Товары с чрезвычайно высокой ценностью – дорогие лекарства, наркотики, определенные типы оружия (РПГ, минометы) и определенные типы людей – джихадисты и политические преступники, требуют применения совершенно иной, и более дорогой технологии. Одиночек снабжают фальшивыми документами и проводят через КПП, группы боевиков переводят через границу по тем же тропинкам, что и стада скота. На деле, скот и человеческие существа переходят через границу с помощью одних и тех же проводников.
Как и любая другая индустрия, приграничная контрабанда разделена на сегменты. Определенный сегмент (бедуинские племена) специализируются на переходе через границу в удаленных районах. Другие группы заняты организованным пересечением границы через КПП. Те, кто занимается переходом через КПП, нуждается в достоверной информации о смене персонала и руководства структур, отвечающих за границу, также как и относительно большие инвестиции во взятки (при провозе партии контрабандного товара необходимо заплатить двум сменам пограничников – и иракских и сирийских). Еще одна группа специализируется на создании и поддержании инфраструктуры контрабанды – предоставлении цистерн с водой для скота, переделки джипов под цистерны для перевозки горючего, подделке документов и т.п.
Контрабандисты и Государства.
В период санкций ООН против Ирака, контрабандная торговля переживала настоящий бум. Режим в Багдаде всегда смотрел на контрабанду сквозь пальцы, но в это время контрабанда превратилась в настоящий краеугольный камень государства, отрасль экономики, не только снабжавшую сановников личными состояниями, но и финансировавшей операции правительства. Иракское пограничное агентство в этот период превратилось, фактически, в орган государственного регулирования и налогообложения контрабандной приграничной торговли. Санкции были зарезервированы для тех, кто совершал попытки перемещения массивных партий товаров без “протекции” со стороны вертикально интегрированной сети чиновников, верхушка которой зачастую находилась во “внутреннем круге” Саддама Хуссейна.
В Сирии система контрабанды организована в независимые сообщества контрабандистов. Как правило, речь идет о “специалистах по транспортировке”, оперирующих на определенной территории, и платящих откаты нескольким представителям власти в данном конкретном районе. Например, в пограничных районах провинции Дейр эз-Зур (КПП Абу Камель) в число получателей входят представитель губернатора провинции, глава администрации города, местный армейский командир, глава провинциального управления разведки. Подобная система оставляет достаточно пространства для индивидуальных контрабандистов, которые могут попытать счастья на одноразовых сделках с чиновниками более низкого уровня или пограничниками.