Большинство современных салафитских джихадистских движений не интересуются палестино-израильским конфликтом, и пока, временно, рассматривают его в качестве иррелевантного. Вместо этого, они призывают к интенсивной, кровопролитной конфронтации, с применением мега-терактов, публичных казней и атак смертников против мусульманских правительств и мусульманских гражданских лиц.
Аль-Каида следует этим путем на протяжении десятилетий, и теперь по ее стопам следует Исламское Государство. Оно ведет брутальную войну, “чистку” огромных кусков Ирака и Сирии – посредством массовых убийств и вынужденного переселения. Заняв территорию, оно не пытается мобилизовать людей под своим контролем для конфронтации с израильской военной операцией в Газе. Почему?
Некоторые джихадисты и про-джихадистские салафиты выпустили клипы и твиты с объяснением очевидного отсутствия помощи палестинцам. Один такой твит сообщает: “ХАМАС – правительство еретиков. То, что оно делает, не есть джихад, то что оно делает – защита демократии”. Другой твит гласит: “Халед Машаль и ХАМАС борются за свободу и демократию. Исламское Государство борется за религию Аллаха”[есть отметить сходство негативных коннотаций слов демократия и свобода в российских и джихадистских социальных сетях].
22 июля египетский салафитский шейх Талаат Захран заявил, что помощь людям Газы является незаконной и нежелательной, поскольку они не следуют легитимному лидерству, и более того, являются эквивалентом шиитов – так как следуют примеру “Хизбаллы” и Ирана. Речь идет не о политической позиции, речь идет о религиозном принципе.
Салафиты считают, что джихад должен вестись под легитимным руководством. Данный аргумент преподносится через концепцию “знамени и командира”, согласно которой, любой человек, занимающийся джихадом, должен делать это под руководством эмира, отвечающего определенным критериям политического и религиозного лидера, которые позволяют ему поднять флаг джихада. С учетом того, что нет ни легитимного лидера, ни декларации о провозглашении джихада в Палестине, война в ней запрещена.
В дополнение к этому, согласно салафитам, в случае, если мусульманскими странами правят не-мусульмане либо люди отошедшие от исламской веры, исламский мир должен быть очищен в первую очередь, до того, как начинается война против не-исламских обществ. На этой основе, салафиты считают ХАМАС нелегитимным и еретическим правительством, и война против него станет первым шагом в войне против Израиля.
Подобный подход имеет корни в исламской истории, и салафиты верят в то, что это подтверждает правоту их взглядов. Первый халиф Абу Бакр считал приоритетом войну с вероотступниками, а не исламскую экспансию, которая началась позднее. Точно также, Саладин сначала воевал с шиитами, и лишь закончив с ними, вторгся в Святую Землю, и начал войну против крестоносцев.
Нынешние салафиты отдают приоритет войне с шиитами, “мунафикин” (псевдо-мусульманами) и еретиками. Они называют их “ближними врагами”. В ходе войны в Газе боевики ISIS несколько раз сжигали палестинские флаги. С их точки зрения, этот флаг – один из символов разложения исламского мира, который сдался и распался по национальному признаку, образовав независимые государства.
Салафитские группы, существующие в самой Газе много лет соперничают с ХАМАСом. Пока им не удалось создать сколько-нибудь значительного плацдарма. Некоторые группы разместили в сети клипы, в которых выражают поддержку и восхищение Исламским Государством в связи с его последними победами в Сирии и Ираке. Главный диспут между ХАМАСом и ISIS – вокруг их несовместимых принципов. ХАМАС более прагматичен и реалистичен. Его политическим приоритетом является освобождение палестинских земель, в то время как для ISIS главным является осуществление религиозной доктрины и создание тоталитарного исламского государства. Израильская проблема при этом рассматривается в качестве второстепенной.
Ali Mamouri. Why Islamic State has no sympathy for Hamas. Al-Monitor, July 30, 2014