Ниже следует фрагменты из интервью с аналитиком RAND Corporation Али-Реза Надером.
В иранском правительстве достаточно реализма для того, чтобы признать – Иран не в состоянии полностью контролировать Ирак. Скорее, Иран предпочтет дружественное правительство в Багдаде, правительство, в котором доминируют шиитские партии. Триумф шиитов после американского вторжения 2003 года рассматривался в качестве “вознаграждения” за те жертвы, которые принес Иран в ходе ирано-иракской войны 1980-1988 годов. Конечно же, Иран стремится к дружественным связям с суннитами и курдами Ирака, и с последними отношения наладить удалось. Сунниты Ирака, однако, настроены по отношению к Ирану враждебно.
Во время американской оккупации Ирака Иран преследовал две главные цели: усилить шиитов и не допустить того, чтобы американские силы на территории страны были использованы против Ирана. Поддержка Тегераном шиитских милиций ( и в определенной степени, некоторых курдских и суннитских групп) объясняется именно этим. Милиции вроде Джейш аль-Махди воевали с американцами, в то время как политические, такие силы, как Верховная Шура, добились политической власти. Иран покровительствовал множеству групп – именно поэтому ни одна из них не стала господствующей и не смогла бросить вызов иранскому влиянию.
Иран, вне всякого сомнения, воспользовался экономическими возможностями в Ираке. Мы видим крупные иранские инвестиции в религиозно и геополитически важных городах – Наджафе и Карбала. Близкие экономические связи с Ираком в значительной степени позволили Ирану понизить давление международных экономических санкций несмотря на то, что иракский рынок, конечно же, не в состоянии заместить потерянные в результате санкций рынки Европы и Азии.
Иран сохранял спокойствие относительно американских воздушных ударов Аятолла Хаменеи публично подверг критике “американскую интервенцию”. За закрытыми дверями, однако, иранские лидеры радуются – поражение ISIS вооруженными силами США сыграет им на руку.
Главным движущим фактором, определяющим иранскую политику в отношении Ирака, является ужасающий опыт ирано-иракской войны. Ирану необходимо дружественное иракское правительство, или по крайне мере правительство, которое не будет враждебно в отношении иранских интересов. Большинство иранских лидеров отказались от идеи экспорта исламской революции от велаят е-факих (власти верховного юриста). Эта идея не работает хорошо в Иране, и она вряд ли подходит под религиозные нужды Ирака.