Ислам однозначно проповедует ликвидацию всех национальных и прочих различий, существовавших до его появления. На практике, кланово-племенная структура остается одной из сильнейших в арабском мире. В полной мере ее доминирование и жестокость были представлены во время Арабской Весны – в Ливии, Ираке и Сирии. Достаточно почитать комментарии в арабских социальных сетях, в том числе и в Израиле, чтобы понять – кланово-племенная связь остается самой сильной и самой прочной, по сравнению с любыми другими.
Предположительно открытое международное сообщество, индивидуум, который предположительно является “гражданином мира”, и сама глобализация – никак не повлияли на ограниченность и узколобость традиционной арабской ментальности. В дополнение к этому, среднестатистический арабский технофил не знает, как пользоваться тем, что дает ему современная технология в целях, отличных от развлечений. Арабский мир погружен в болото трансляций спутниковых каналов, передающих драматические сериалы, музыки, которая по большей части является оскорблением слуха, и все, что может отвлечь массы от их бедственного положения. Это – мир хлеба и зрелищ, с ударением на зрелища. Главный посыл: не думайте, думающий человек – враг отсталых режимов.
Другая важная причина нынешней ситуации в арабском мире – отсутствие разделения государства и религии – подробно проанализирована в Economist. Но в статье не упоминается то, что ислам (как и все религии) – выступает против подобного разделения. Причиной этому является то, что отделение религии от государства приносит открытость в общество, улучшает статус женщины и ослабляет традиционные структуры. Такой сценарий – главный враг обскурантистских режимов по всему арабскому миру (за исключением Ливана).
На протяжении длительного времени формировался альянс между режимами арабских государств и клериками. Это альянс часто эксплуатируется самым трагическим и циничным образом. Арбитры религиозного закона раболепно подчиняются политическим лидерам ( в большинстве случаев, по своей доброй воле и за соответствующую плату) – и, соответственно, религиозные постановления издаются исходя из воли этих лидеров. Результаты совершенно абсурдны. Мы, арабы – единственный народ на земле, который не знает даты начала своих религиозных праздников и даты начала своего нового года , когда начинается месяц поста и когда он заканчивается (последним примером стало начало Рамадана в Сирии в текущем году – в той ее части, которую контролирует Асад он начался на день раньше чем в той, которую контролирует ISIS). Все решается за день до начала праздника “религиозными мудрецами”, которых трудно заподозрить в обладании такими качествами, как сообразительность и проницательность.