Иракцы попали в западню – и много солдат, и еще больше волонтеров – погибли в результате внезапной и жесткой контратаки ISIS.
Засада в Тикрит – болезненно напоминание о том, как трудно будет повернуть вспять волну военных успехов джихадистов в начале июня.
После блицкрига ISIS армия продолжала отступать на всех фронтах. Лишь в провинции Салах эд-Дин и в окрестностях Тикрита ей удалось добиться нескольких тактических успехов, в том числе, взять под контроль шоссе на Тикрит. Военные командиры, которых подгоняли политические лидеры, приняли решение о наступлении на город.
На протяжении прошлого вторника Тикрит усиленно бомбили. Армия после этого заявила, что “Тикрит будет освобожден в течение считанных часов”. Подразделения армии и шиитские милиции вышли к полицейской академии, госпиталю и комплексу зданий муниципалитета.
При поддержке авиации и танков иракские солдаты считали, что их победа гарантирована. Боевики ISIS начали отходить – так, по крайней мере, показалось наступающей стороне. На самом деле, иракские силы попали в западню. Одно подразделение начало разминирование зданий, поиск растяжек и замаскированных бомб.
Солдат танкового дивизиона, принимавшего участие в операции, рассказывает: “И тут распахнулись Врата Ада. Пули свистели со всех сторон. Смертник и выкидывались из окон и подрывались в воздухе”. Неясно, прыгали ли шахиды на транспортные средства и на скопления солдат – или солдат принял разлетающиеся от взрывной волны тела за террористов.
По словам танкиста, больше всего потерь понесли волонтеры – из-за отсутствия опыта и средств защиты. После этого началось отступление, которое продолжалось до вечера. Попытки удержаться в центре были оставлены на следующий день, когда у единственного вертолета, снабжавшего группу солдат по воздуху, закончилось топливо. Подразделения эвакуировались на окраины города.
Операция демонстрирует отсутствие подготовки, логистики, и полное пренебрежение волонтерами. От шиитских добровольцев требуют нести службу сутками напролет – не заботясь об их снабжении водой и продовольствием при температуре воздуха свыше 40 градусов.
17-летнгий Абдулла Хассан из Хоар Хуссейн говорит: “У нас старое оружие и нет боеприпасов. Иногда нам дают патроны, но большей частью мы их вынуждены покупать на рынке, а они дорожают с каждым днем”. Хассан и его двоюродный брат вступили в шиитское ополчение после того, как верховный шиитский авторитет Ирака, аятолла Систсани призвал граждан встать на защиту родину. Хассан говорит, что один патрон на рынке теперь стоит 1,6 доллара. Шиитские боевики также должны оплачивать из собственного кармана электроэнергию, подаваемую на их базы.
Хаким аз-Замили, депутат иракского парламента от блока Муктады Садра, организовывает шиитскую милицию в Самарра для защиты мечети Аскари. По его словам, шиитские боевики, выбитые из Тиркита, бежали в Самарру. Он рассказывает: “Они пришли ко мне и пожаловались, что их послали туда без обучения, оружия и транспорта”.