Заркауи проигнорировал советы Завахири о том, как следует вести войну – из-за своей веры в лидерство на поле боя. В то же время, он очень внимательно отнесся к советам о государственном строительстве. В начале 2006 он собрал вместе лидеров нескольких исламистских группировок и учредил Маджилис Шура аль-Муджахеддин (MCM) во главе которого стояла Аль-Каида Ирака. Процесс консолидации продолжился и после смерти Заркауи 7 июня 2006. 15 октября было издано “Заявление, объявляющие о создании Исламского Государства Ирак”. Его издал Мухариб аль-Джубар, министр информации ISI. Человек, заменивший Заркауи, Абу Хамза аль-Мухаджир, принес байя новому лидеру ISI, Умару аль-Багдади. 13 июня 2016 Мухаджир назвал бин Ладена “эмиром”, но он не приносил ему клятвы верности.
Эти детали о байя весьма важны, потому что клятву верности может принести только индивидуум, а не его организация. Таким образом клятва, принесенная Заркауи бин Ладену, и связавшая MCM с Аль-Каидой, стала недействительной со смертью Заркауи. В свою очередь это означало, что группа в последующие восемь лет не была, в техническом смысле, подчинена Аль-Каиде. В реальности, конечно же , все было несколько сложнее , потому что группы продолжали совместно использовать ресурсы и боевиков, и о горьких противоречиях в связи с байя никто не говорил до февраля 2014, когда Аль-Каида официально порвала с ISIS. В ретроспективе, давление Завахири на Заркауи навредило Аль-Каиде. Он позволило более хорошо организованной MCM/ISI/ISIS разработать собственную программу действий и создать независимую базу поддержки.
Создание ISI подтолкнуло группу к тому, чтобы сосредоточиться на захватах территории и управлением иракской провинции Анбар. Попытка править, однако, закончилась крахом. Частично это объяснялось слишком большом внимании, уделявшемся наказаниям индивидов за уголовные преступления, базируясь на узкой интерпретации шариата. Это привело к ответной реакции – как населения, так и других суннитских инсургентских групп. В конце концов, ISI потеряла поддержку, была заклеймена позором в суннитской общине и помогла подъему Сахва.
В то время как руководство Аль-Каиды могло чувствовать себя отомщенным, ее имидж также был замаран. Неограниченное, вместо стратегического, применение насилия и такфир главным образом против суннитской базы поддержки, оказалось в центре внимания Аль-Каиды в последующие годы. Главным проповедником ограничения использования такфир стал Либи, подчеркивавший святость мусульманской крови. Это также подтверждалось документами, захваченными американцами в Аботтобаде. Бин Ладен был весьма обеспокоен тактикой Техрик -э-Талибан в Пакистане.
В дополнение к постоянным проблемам между Аль-Каидой и Заркауи, духовный наследник последнего, шейх Макдиси, требовал от него отказаться от близорукой стратегии войны и сосредоточиться на консолидации уже завоеванного. Макдиси рассчитывал на то, что ему удастся повернуть движение и создать более “чистый” джихад. В ходе последнего витка насилия в Сирии Макдиси однозначно поддержал Аль-Каиду: “ISIS – организация отступников. Они сошли с пути веры, они – агрессоры против муджахеддинов. Я призываю членов ISIS вступать в ряды Джабхат ан-Нусра” и приносить клятву верности ее лидерам”.
Точно также, многие другие независимые джихадистские лидеры – Абу Катада аль-Филистини, Ияд Кунайби, Хани ас-Сибаи осудили ISIS. Хотя большинство религиозных авторитетов поддержали ан-Нусру, ISISудалось заручиться поддержкой менее значительных, но тем не менее релевантных шейхов – Абу аль-Мундхир аш-Шинкити и Турки аль-Бинали.
Несмотря на призывы шейхов, энтузиазм джихадистской публики остался на стороне ISI. При этом, несмотря на наличие ядра ISI в Ираке после смерти Заркауи его группа сжалась и потеряла базу поддержку. Это никак не отразилось на интернете и социальных сетях, где пропаганда продолжалась с утроенной энергией. С момента провозглашения Исламского Государства в 2006, все главные джихадистские порталы и сайты поставили счетчики, показывающие, сколько времени прошло с этого исторического момента ( 2816 дней).
Aaron Y. Zelin The War between ISIS and al-Qaeda for Supremacy of the Global Jihadist Movement. The Washington Institute for Near East Policy