Это не значит, однако, что все потеряно для Аль-Каиды. В конце апреля 2014 Мухтар Бельмухтар, легендарный эмир аль-Мурабитун – франшизы Аль-Каиды в Сахаре поддержал Завахири: “Мы обязаны подтвердить нашу веру в лидерство и манхадж шейха Аймана аз-Завахири, исходя из нашей убежденности в правильности его манхадж, который построен на понимании корректной юриспруденции и на быстрых, уверенных и победоносных шагах”.
В середине мая 2014 эмир аш-Шабааб в Сомали, шейх Мухтар Абу аз-Зубаир, поддержал усилия Завахири относительно ISIS. Али Абу Мухаммед, лидер Кавказского Эмирата, который не является частью Аль-Каиды, поддержал Джабхат ан-Нусру. Это объясняется тем, что сирийская ветвь Кавказского Эмирата – Джейш аль-Муджахеддин валь-Ансар, близка к Джабхат ан-Нусра. Три этих открытых выступления не перевесили чашу весов в пользу Аль-Каиды, но они демонстрируют, что о ее поражении говорить рано.
Аль-Каида переживает трудные времена – с учетом последних территориальных приобретений ISIS и в Сирии, и в Ираке. Продолжение успехов ISIS ничем не гарантировано, в особенности с учетом того, как она привыкла обходиться с местным населением. Но в отличие от Ирака 10 лет назад, на местах нет силы подобной США, вокруг которой смогли бы консолидироваться враги ISIS. Как показывают события в Сирии с начала января, ни националисты, ни исламистский мэйнстрим, и даже Джабхат ан-Нусра не в состоянии нанести стратегическое поражение ISIS. И теперь, после того, как ISIS захватил новые ресурсы в Ираке, оно вливает их в новые наступательные проекты – с целью повторного захвата ранее утерянных территорий. Более того, реальность прото-государства, и готовность ISIS заниматься управлением – тот самый проект хилафа, как многие в группе называют создание халифата – весьма привлекателен для джихадистов всех мастей. ISIS не просто говорит о создании исламского государства – оно создает его. Это привлекает многих иностранных боевиков.
ISIS превратился в маяк и приманку для джихадистов со всего мира в течение прошлого года. Организация теперь контролирует многие системы логистики и рекрутинга. Более того, те, кто воевал в рядах ISIS, после возвращения в свои страны будут поддерживать связи с боевыми товарищами – и тем самым создавать новые джихадистские сети. Люди любят победителей, и , в отличие от Аль-Каиды, которая за прошедшее десятилетие не могла похвастаться ясной победой, престиж и легитимность ISIS внутри глобального джихадисткого движения продолжают расти.
Состав иностранных боевиков, вливающихся в состав организации показывает, что его будущее будет определено саудами, ливийцами, тунисцами и иорданцами. Относительно саудов существует вероятность того, что возвращающиеся с сирийского/иракского джихада боевики смогут осуществить переворот и свергнуть лояльного Завахири эмира Аль-Каиды Аравийского Полуострова Насира аль-Вихайяши. Вихайяши знает Завахири еще со времен афганского джихада. Если Вихайяши будет убит в результате атаки американского беспилотника, случится может все, что угодно. Аль-Каида Аравийского Полуострова считается самым сильным отделением всемирной Аль-Каиды. Если она встанет на сторону Багдади, война ISIS против Аль-Каиды выиграна. Точно также, с победами в Ираке, у членов Джабхат ан-Нусра появляется все больше причин дезертировать и переходить на сторону ISIS. Точно также это может стать фатальным ударом по Аль-Каиде. И есть первые признаки этого, в особенности, в Дейр эз-Зур и Дамаске.
Относительно Северной Африки стоит отметить, что многие боевики, воевавшие на стороне ISIS – выходцы из ливийской и тунисской Ансар аш-Шария. Обе группы продолжают организационно сближаться. К этому следует прибавить, что базирующаяся в Дерна джихадисткая группа Маджлис Шура Шабааб аль-Ислам поддержала ISIS. В отличие от саудов, тунисцев и ливийцев, иорданцы, в целом, с большей симпатией относятся к Джабхат ан-Нусра. И, наконец, выходцы с Запада практически поголовно присоединяются к ISIS. Таким образом, любые заговоры и террористические атаки в западных странах будут происходить не от Аль-Каиды, а от ISIS.
Различные возможности могут или помочь и помешать перспективам и ISIS и Аль-Каиды. В случае ISIS, крупное поражение или гибель руководства может стать причиной самых серьезных проблем. Для Аль-Каиды, уничтожение руководства Аль-Каиды Аравийского Полуострова или верхушки джихадистов в Пакистане может привести к усилению претензии ISIS на глобальное лидерство. Ходят слухи даже о том, что в ходе начавшегося священного месяца Рамадан следует ожидать примирения Аль-Каиды и ISIS, от чего, без сомнения, выиграет ISIS.
Предсказать будущее невозможно – многие в 2006 считали, что Заркауи и ISI навсегда затмят собой Аль-Каиду, но этого не случилось до сего дня. Если Аль-Каида стремится восстановить хотя бы часть своей былой славы, ей необходимы блестящие атаки – наподобие взрывов в Мадриде, лондонских атак, и актуализация провалившихся заговоров в Саудовской Аравии в 2009 и 2010. Но сейчас, возможно тот импульс, который набрал ISIS уже слишком велик – и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе. Поможет ли уход американцев из Афганистана возродить организацию, по руководству которой было нанесено столько болезненных ударов? Сейчас об этом говорить еще рано, но если нынешний тренд сохранится, у ISIS значительное преимущество по сравнению с Аль-Каидой, и ей придется карабкаться по отвесной стене только ради того, чтобы остановить собственный относительный упадок.
Aaron Y. Zelin The War between ISIS and al-Qaeda for Supremacy of the Global Jihadist Movement. The Washington Institute for Near East Policy